Отношения напрямую

С 1 июня 2016 года более 3,5 тысяч жителей Васильевского острова будут получать отдельную квитанцию и вносить плату за услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения напрямую «ТГК-1» – стратегическому поставщику тепла в Санкт-Петербурге – и иметь возможность контролировать свой платеж.

Как показал недавний опрос петербуржцев в газете «Метро», жители винят в долгах в ЖКХ управляющие компании и чиновников и считают необходимым ужесточить ответственность за долги. Недовольство качеством обслуживания и огромная задолженность вынуждают людей задумываться об отказе от посредников и переходе на прямые платежи. Ведь жители платят, но их средства не доходят до поставщиков коммунальных ресурсов. Где оседают платежи населения, неизвестно.

В марте 2016 года управляющие компании «Мир» и «Возрождение» начали проводить собрания собственников. По их итогам большинством голосов было принято решение о переходе на прямые платежи.

О том, какие изменения приносит возможность платить напрямую, рассказал Сергей Лапин, начальник Департамента по сбыту тепловой энергии ОАО «ТГК-1».

– Что подтолкнуло ресурсников говорить об отказе от традиционной системы сбора коммунальных платежей и выходить к жителям с вопросом перехода на прямые расчеты?

– Главная причина – неплатежи. Задолженность за тепловую энергию по Санкт-Петербургу составляет 7,3 млрд рублей. Дебиторская задолженность уже сопоставима с объемом ремонтной программы. Причем основными неплательщиками являются управляющие организации – их долг достиг 6,4 млрд руб. Уровень же оплат населения высокий. Долги по квартплате имеют всего 2% владельцев квартир, остальные 98% жителей исправно оплачивают квитанции.

Наши действия в Петербурге согласуются и с опытом, полученным «ТГК-1» в других регионах работы – Мурманской области и Республике Карелия, где большинство потребителей платит напрямую – и с законопроектом Минстроя о прямых договорах с ресурсоснабжающими организациями (РСО). Он предусматривает, что с 2017 года коммунальные платежи будут поступать не на счет управляющей организаций, а на счет поставщика ресурсов. Система прямых платежей уже используется во многих регионах России, в том числе при оплате газа и электроэнергии, и является наиболее правильной в ЖКХ.

 – В чем преимущества прямых платежей?

– Только прямые платежи и отдельная квитанция позволяют гарантировать целевое расходование средств жителей. Исключение посредников в расчетах повышает собираемость и позволяет остановить колоссальные темпы роста задолженности. За последний отопительный сезон, с октября 2015 г. по май 2016 г., в Санкт-Петербурге долги за тепло выросли на 1,8 млрд рублей.

– Какая роль останется у управляющих организаций при прямых платежах?

– Переход на прямые платежи не означает смену способа управления многоквартирным домом. Он по-прежнему будет обслуживаться исполнителем коммунальных услуг (ЖКС, ТСЖ, ЖСК), отвечающим также за выпуск квитанций, содержание внутридомовых систем, уборку территории, но средства за две коммунальные услуги – отопление и горячее водоснабжение – будут собираться по отдельной квитанции непосредственно на расчетный счет поставщика энергоресурсов. Никаких дополнительных договоров владельцам квартир с РСО заключать в данном случае не требуется. Порядок расчетов также не изменяется – расчет оплаты производится на основании приборов учета. При этом плата за общедомовые нужды останется в общей квитанции – согласно жилищному законодательству это сфера ответственности только УК.

– Какие еще изменения ждут жителей?

– Поскольку подобная схема расчетов для петербуржцев пока мало знакома, рождаются мифы, которые хотелось бы развеять. Во-первых, благодаря заключению трехстороннего соглашения между РСО, управляющей компанией и биллинговым центром все льготы для социально незащищенных категорий населения сохраняются. Во-вторых, тариф на тепловую энергию и горячую воду при переходе на прямые платежи не меняется – тарифы не зависят от порядка расчетов и устанавливаются не ресурсоснабжающими организациями, а Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга. В-третьих, плата за выставление отдельной квитанции, как и комиссия при ее оплате, с жителей не взымается. Подчеркну, никаких дополнительных расходов граждане не несут, напротив, «ТГК-1» компенсирует затраты управляющих организаций на выпуск квитанции. Еще один миф, который не имеет под собой почвы, – распределение старой задолженности между добросовестными плательщиками. Задолженность, накопившаяся у управляющей компании перед ОАО «ТГК-1», жителям не выставляется.

– Где оплатить отдельную квитанцию?

– Без комиссии можно оплатить в любом офисе ОАО «Сбербанк России», ЗАО «Петроэлектросбыт», ФГУП «Почта России» и ОАО Банк «Открытие», а также в он-лайн банках.

– Сколько петербуржцев уже получают отдельные квитанции за тепло?

– В Санкт-Петербурге процесс перехода на прямые платежи только начался. Первые ТСЖ перешли на прямые расчеты в 2014 году. И собираемость в этом случае значительно выросла, и те ТСЖ, которые находились постоянно в рейтинге потребителей в статусе злостных неплательщиков, смогли наладить платежную дисциплину. На данный момент жители 84 многоквартирных домов получают отдельные квитанции за отопление и горячее водоснабжение. С 1 июня 2016 новые квитанции получат жители 96 домов на Васильевском острове, которые проголосовали на собраниях за прямые расчета за теплоснабжение.

– Могут ли жители сами выступить с инициативой перехода на прямые платежи?

– Конечно, могут. Решение о переходе на прямые платежи принимается общим собранием собственников помещений многоквартирного лома. Для этого нужно организовать общее собрание, большинством принять решение о переходе на прямые расчеты и зафиксировать это в протоколе. После этого оформленный протокол необходимо направить в адрес ресурсоснабжающей и управляющей организаций.

Отмечу, что собрание может инициировать и провести как собственник помещения, так и УК или ТСЖ. Кроме того, в соответствии с внесенными в Жилищный кодекс изменениями собственники, обладающие не менее чем 10 % голосов, могут обратиться в письменной форме в УК (ЖКС) или правление ТСЖ (ЖСК) для организации проведения общего собрания собственников с предложенным вопросом, а управляющая компания обязана будет это сделать.

– Почему такой способ расчетов эффективнее, чем единая квитанция?

– Переход на прямые платежи имеет важное положительное значение. Часто приходится слышать такое: мы платим, а говорят, что наша управляющая компания должник. В этом случае жители получают уверенность, что их средства действительно доходят по назначению, а не используются посредниками, приводя к росту долгов за тепло. Когда собственник оплачивает полученный ресурс напрямую его поставщику, становится ясно, кому и за что он платит. Для нас проясняется структура задолженности, что позволяет более эффективно ее взыскивать. В рамках же действующей системы прозрачность начислений отсутствует.

С точки зрения поставщика тепла также повышается не только собираемость средств, но и эффективность взыскания долгов. Самостоятельно или привлекая специализированные организации ТГК-1 направляет долговые квитанции тем, кто не внес оплату. Эта простая, но действенная мера показывает, что многим должникам достаточно простого напоминания для оплаты долга.

– Куда обращаться жителям, если они хотят перейти на прямые расчеты или у них появляются вопросы по отдельной квитанции?

Клиентский центр ТГК-1 находится по адресу ул. Марата, 51. Телефоны для потребителей: 901-38-54, 901-38-73, 901-38-71. На нашем сайте www.tgc1.ru, а также в группе «ТГК-1 – жителям» в социальной сети «Вконтакте» можно найти полезную информацию – рейтинг должников, задолженность всех управляющих организаций в зоне работы компании, ответы на частые вопросы и т.д.