Проект «ТГК-1» и Государственного Эрмитажа по модернизации освещения

Зимний дворец занимает особое место в летописи отечественной энергетики. Это было первое здание в России, в залах и на фасадах которого зажглись электрические лампы. В год 135-летия с начала электрификации Зимнего дворца ПАО «ТГК-1» и Государственный Эрмитаж продолжают совместный проект по модернизации освещения в его залах. Крупнейший поставщик тепловой и электрической энергии в Северо-Западном регионе России — надежный партнер главного музея Санкт-Петербурга.

Этапы проекта

Сотрудничество Эрмитажа и «ТГК–1» в сфере модернизации музейного освещения началось в 2015 году. В 2018 году соглашение о сотрудничестве главного русского музея и крупнейшей энергетической компании Северо-Запада было продлено. Модернизация системы освещения Государственного Эрмитажа состояло из двух этапов.

Работа началась с самых темных и сложных с точки зрения освещения залов. Была создана новая система освещения в Романовской галерее, Золотой кладовой, Зале Пуссена, экспозиции «Русская культура второй половины XVIII века», на Комендантской лестнице, в читальном зале Центральной научной библиотеки, для постоянной экспозиции «Музей Гвардии» в залах Главного Штаба и новая подсветка овоидной вазы. Также обновлена подсветка самого знаменитого экспоната Эрмитажа – часов «Павлин».

Во время реализации второго этапа были заменены светильники не только в выставочных залах живописи, но и на лестницах, в общественных пространствах, а также обновлены элементы цифровой инфраструктуры музея.

Выставочные залы освещаются дворцовыми люстрами, светильниками с люминесцентными лампами и лампами накаливания.  Ремонт и реставрация исторических светильников выполняется здесь же, в музейной мастерской. Что же касается современного освещения, то Эрмитаж постоянно совершенствует системы экспонирования, применяя новейшие музейные технологии.

Модернизация освещения Советской лестницы

Советская лестница, построенная по проекту Штакеншнейдера, является проходной зоной между несколькими зданиями Государственного Эрмитажа. Лестница была предназначена для входа членов Государственного Совета, откуда и получила свое название. И по сей день она встречает особо важных посетителей, например, президента Российской Федерации. 

Работы по модернизации освещения Советской лестницы велись давно. В рамках сотрудничества музея и ПАО «ТГК-1» здесь заменено 54 источника света. Теперь это особые, специально разработанные для Эрмитажа современные миниатюрные энергосберегающие светодиодные модули, раскрывающие всю красоту Советской лестницы для посетителей.

«Было принято решение, что мы не станем добавлять источники света, не станем устанавливать дополнительное освещение, а будем работать с тем, что есть, то есть с историческими керосиновыми лампами, которые были электрифицированы в начале 20 века. Миниатюрные светодиодные источники света позволили нам создать мягкую подсветку, увеличить цветопередачу, и, самое главное, добиться высоких показателей энергоэффективности, создать более высокую освещённость, соответствующую нормируемой и даже немного улучшенную по сравнению с ней»

Новые источники света – специальная разработка для Государственного Эрмитажа. Сделаны они по самым современным технологиям - с использованием светодиодной матрицы, установленной на радиаторе, который позволяет отводить тепло. При этом матрица имеет очень хороший коэффициент светоотдачи (поучаемой световой энергии по отношению затрачиваемой электрической) - в полтора-два раза выше, чем обычные светодиоды. 

До внедрения современных источников света в Эрмитаже сталкивались со сладующей проблемой: при увеличении мощности освещения лампа вырастала в размерах и выходила за габариты плафона, что эстетически выглядело неприемлемо. Сейчас источник света полностью скрыт за плафоном и при этом имеет отличные характеристики. 

Разработка нового освещения длилась больше двух лет. На начальном этапе в Эрмитаже определили идею, которую затем оформили в виде нескольких концепций. Главной мыслью являлось улучшение характеристик источников света при сохранении исходного количества светильников. На реализацию этой идеи потребовался год. 

«Самым сложным оказалось правильно всё рассчитать и правильно выполнить, чтобы не нарушить целостность исторического вида. Поэтому с нашими реставраторами мы работали над тем, как установить, как закрепить, как обеспечить ремонтопригодность, заменяемость этих устройств, чтобы не нужно было потом каким-то образом существенно воздействовать на люстры»

Реализация программы модернизации освещения в Государственном Эрмитаже имеет свои особенности и сложности. В первую очередь потому, что это историческое здание, к тому же изначально оно не предусматривалось как музей. Сотрудники при проведении работ не всегда могут воспользоваться простыми решениями для создания грамотной и качественной подсветки экспонатов, так как это может стать некорректным вторжением в исторические интерьеры.

Одно из главных предназначений подсветки - заострить внимание посетителя на картинах. Изначально в залах, где была запланирована модернизация системы освещения, имелась непростая для решения проблема: картины терялись на фоне исторических интерьеров, акцентного света не было совсем.

«Перед нами стоит столько задач, что приходится придумывать креативные решения. Когда мы создаём общий свет, наша основная задача — подобрать хорошие источники, которые создадут нормируемую освещённость и будут обладать светотехническими характеристиками, необходимыми для того, чтобы подчеркнуть исторические интерьеры. Здесь у нас возникает ещё задача — создание правильного угла подсветки. Нам нужно найти такой угол, чтобы отражённый свет, который является бликом, при попадании в глаза посетителей не создавал проблем для восприятия живописи. Поэтому подсветка картин, наверное, — это одна из наиболее сложных задач»

Модернизация освещения в галерее Растрелли

В галерее Растрелли имеется несколько проблем с освещением. Здесь установлены устаревшие энергозатратные источники света. Сегодня для них даже не производят запасных частей. Помимо этого, имеющиеся светильники не могут создать нормируемую освещённость на полу галереи. И самая главная проблема - искажение архитектурного замысла помещения, которое было рассчитано только на естественное освещение. На данный момент высвечены только арки, а прекрасные крестовые своды и лепные декоративные решения не подчеркнуты. В ближайшей время эти проблемы уйдут в прошлое. В галерее Растрелли, как и ранее на Советской лестнице, появится современное энергоэффективное и продуманное освещение, которое подчеркнет всю красоту творения великого архитектора. 

Энергетика музея

В Государственным Эрмитаже есть места непривычные глазу его посетителей. Да вряд ли когда простой обыватель попадет сюда. Однако значение таких помещений для работы главного музея Петербурга сложно переоценить. Речь о главном распределительном щите. В этом помещении находится всё щитовое оборудование, через него происходит электроснабжение сервера Государственного Эрмитажа. Сервер — это центр обработки данных и основное ядро всей компьютерной инфраструктуры музея. С помощью этого оборудования обеспечивается работа всех служб и отделов музея, всего это порядка 1250 проводных и около 600 беспроводных точек доступа. С помощью сервера, который запитывается от расположенного на щите электрооборудования, обеспечивается выход в Интернет, работает электронная почта, поддерживается работа официального сайта музея, работа финансовых служб и кассовой сети Эрмитажа. Понятно, что для работы такого оборудования требуется надёжное электроснабжение.

«До модернизации систем электроснабжения в Эрмитаже было два ввода: один независимый внешний источник и один внутренний автономный. Теперь это два независимых источника и один автономный, что позволяет в любых нештатных ситуациях обеспечивать бесперебойное питание. Благодаря модернизации мы повысили категорию надежности - с первой до особой группы надёжности! И у нас уже были случаи, когда обновленное оборудование нам реально помогало обеспечить бесперебойное питание»

Результаты сотрудничества

Новое освещение позволило совершенно иначе увидеть интерьеры Зимнего дворца и приблизить их к историческому облику. Современные технологии изменили восприятие лестниц и галерей, которые приобрели черты самостоятельных функциональных пространств. Благодаря обновленной схеме освещения зритель может открыть для себя новые грани в произведениях. Свет позволил увидеть картины и скульптуры так, как их задумывал автор, с нужной яркостью и контрастностью, без бликов.

30 июня 2017 года весь Зимний дворец получил новую энергию благодаря проекту комплексной модернизации Центральной ТЭЦ «ТГК-1». Эрмитаж — бесспорный символ Петербурга, где хранится вековая история. Так же бережно сохраняет ее Центральная ТЭЦ «ТГК-1», где удивительным образом соседствуют прошлое и будущее отечественной энергетики.

«Основная задача музея — сохранять и пропагандировать искусство. Мы благодарны тем, кто помогает поддерживать жизнедеятельность музея и сохранность экспонатов: обеспечивает функционирование системы отопления музея, поддержание климата и системы освещения. Климат помогает нам сохранять экспонаты, освещение позволяет их демонстрировать. И в том, и в другом мы все время ощущаем помощь компании «ТГК-1», которая выделяет средства на освещение экспонатов. Это сложные и тяжелые вопросы, и мы очень благодарны, потому что многие залы мы сделали с помощью компании «ТГК-1». Кроме того, эта компания отапливает эрмитаж. Вроде простое слово — «отапливает». На самом деле это очень сложная задача — круглогодичное поддержание необходимых температур, которые бы обеспечивали работу систем кондиционирования, вентиляции и увлажнения воздуха в музее, и за это еще раз мы говорим большое спасибо».