Генрих Графтио: Энергия для музы

Ровно 145 лет назад в городе Даугавпилс в семье железнодорожника родился великий инженер Генрих Осипович Графтио. Окончил физико-математический факультет Новороссийского университета в Одессе и Петербургский Институт Корпуса инженеров путей сообщения.

Затем молодой специалист уезжает на стажировку за границу. На крупнейших заводах Европы и США он знакомится с новейшими образцами парогенераторов, турбин, электродвигателей. По возвращении в Россию Графтио разворачивает активную деятельность, направленную на ускоренное развитие отечественной гидроэнергетики и электрификацию железных дорог.

Графтио спроектировал и организовал движение электрического трамвая в Петербурге по нескольким маршрутам. Первая линия протяженностью чуть более двух километров была открыта 29 сентября 1907 года. Также под его руководством построена центральная электростанция с тремя паровыми турбинами, пять электроподстанций, три вагонных парка, проложено более 100 километров линий электрических контактных проводов и оборудовано более 100 моторных трамвайных вагонов.

После смены власти весной 1918 года Генрих Графтио возглавил Электрожелдор — управление в составе Наркомпути, разрабатывавшее план электрификации железнодорожных магистралей страны.

Через два года он стал одним из вдохновителей Комиссии государственной электрификации России, созданной под патронажем Ленина, и непосредственным автором разделов плана ГОЭЛРО «Электрификация и транспорт» и «Электрификация Кавказского района».

Работу по сооружению гидроэлектростанций Графтио сочетал с научными исследованиями. Под его редакцией публиковались бюллетени. Во время Великой Отечественной войны 1941—1945 годов занимался эвакуацией в Среднюю Азию и вводом в строй энергетического оборудования. Вернувшись в Ленинград, активно участвовал в процессе восстановления энергетического потенциала города.

Главное детище и гордость Генриха Графтио — Волховская ГЭС в Ленинградской области. Строительство гидроэлектростанции длилось с перерывами восемь лет и было завершено в 1926 году. На ГЭС было установлено 8 турбоагрегатов суммарной мощностью 64 тыс. кВт. Четыре из них были изготовлены ленинградским заводом «Электросила», что ознаменовало начало развития отечественного гидроэнергомашиностроения.

Возведение крупнейшей ГЭС решило проблему энергоснабжения Ленинграда и области. Кроме того, благодаря созданному плотиной подъему уровня реки и постройке шлюза было обеспечено безопасное сквозное судоходство по реке Волхов на всем ее протяжении.

Опыт по возведению Волховской станции был продолжен и развит Графтио на строительстве Нижне–Свирской ГЭС. О сооружении на этой станции сложнейшего гидроузла он рассказал в полуторачасовом докладе на заседании Шведского общества инженеров. Выражая мнение собравшихся, известный ученый и инженер Даландер сказал: «Прежде мы были приучены к тому, чтобы обращать взоры к великой стране на западе, чтобы искать там наибольшее в мире. Впредь мы будем искать это наибольшее на востоке».

В 1927—1935 годах Графтио руководил строительством Нижне–Свирской ГЭС, где впервые в практике мирового гидростроительства реализовал опыт возведения плотины с большим напором на слабых грунтах, положив в основу строительства принцип распластанного основания.

Все свои творения инженер посвящал своей музе – любимой жене Антонине Адамовне. Так, пуск и Нижне-Свирской, и Волховской ГЭС состоялись 19 декабря, в день их свадьбы.

Имя Генриха Осиповича Графтио увековечено не только в названиях улиц городов бывшего Союза, где он жил и работал. Облик Графтио увековечил Анатолий Папанов, сыгравший главную роль в художественном фильме Геннадия Казанского «Инженер Графтио», вышедшем на экраны в 1979 году.

Умер инженер 30 апреля 1949 года в Ленинграде. Похоронен на Большеохтинском кладбище Санкт-Петербурга. Надгробный памятник украшен изображениями и датами основных строек его жизни.