"Прямые" могут спасти от долгов
Интервью для газеты «Косъерж» Сергея Лапина, начальника департамента – Директора Дирекции по сбыту тепловой энергии ОАО «ТГК-1»
Город вступил в новый отопительный сезон: с какими проблемами мы подошли к этому моменту, чего нам ожидать от зимы, которую прогнозируют достаточно холодной?
Мы оцениваем готовность к отопительному сезону не только с точки зрения готовности оборудования – в этой части ОАО «ТГК-1» проведена летняя ремонтная программа и получен паспорт готовности к зиме. Актуальным является вопрос снижения задолженности за поставленные ресурсы. Ведь именно от платежной дисциплины потребителей зависит объем ремонтной программы, а значит, надежность энерго- и теплоснабжения.
Нужно отдавать себе отчет, что долг потребителей за тепло в Санкт-Петербурге – 5 миллиардов рублей – это те средства, которые могли бы быть вложены в развитие инженерной инфраструктуры. В целом по компании долг составляет 7 млрд руб.
Основная группа неплательщиков – это управляющие организации. Их долг увеличивается из года в год и составляет 80% от общей задолженности.
Как вы прокомментируете законодательную инициативу заместителей главы комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Александра Сидякина и Павла Качкаева ("Единая Россия") - установить штраф до 500 тысяч за срыв сроков подготовки к отопительному сезону? Поможет ли это?
Мы положительно относимся к любым мерам, позволяющим усилить контроль и повысить качество работы управляющих организаций.
Уже некоторое время горожане платят за тепло по факту, был ли переход на такую систему удачным, позволило ли это уменьшить задолженность абонентов перед предприятием?
Сама по себе методика расчета за тепло – по 1/9 или 1/12, как и наличие или отсутствие прибора учета в доме не являются факторами, снижающим задолженность потребителей.
Мы видим иные причины ежегодного роста задолженности – это нецелевое использование денежных средств со стороны ИКУ, долги населения и недостаточность работы управляющих организаций с долгами населения.
У вас есть дома, с которыми вы перешли на прямые расчеты, насколько эффективно такое взаимодействие?
Сегодня в Санкт-Петербурге жители 76 многоквартирных домов получают отдельные квитанции за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению с реквизитами ОАО «ТГК-1». По таким домам собираемость денежных средств превышает 90 %. При этом уровень оплаты счетов ИКУ составляет от 0 до 70% в случае злостных неплательщиков и от 70 до 90% в остальных случаях. Сравнение на лицо.
Прямые платежи являются одной из самых действенных мер по снижению задолженности. Когда собственник оплачивает полученный ресурс напрямую его поставщику, становится ясно, кому и за что он платит. Для нас проясняется структура задолженности, что позволяет более эффективно ее взыскивать. В рамках действующей системы прозрачность начислений отсутствует. Ни УК, ни ресурсоснабжающая организация не могут контролировать процесс расщепления ВЦКП собранных с населения денежных средств.
У нас накоплен большой опыт по переходу на прямые платежи в регионах присутствия – в Мурманской области и Карелии. Мы не только выпускаем отдельные квитанции за тепло и горячую воду, но и благодаря прямым расчетам организовали претензионную работу с должниками – физическими лицами. И видим рост собираемости платежей.
Будет ли ужесточаться политика ТГК-1 в отношении должников?
Мы реализуем комплексную программу по снижению дебиторской задолженности и повышению собираемости средств и используем все определенные законом способы.
Проводится претензионно-исковая работа. Сегодня в судах различных инстанций рассматриваются дела о взыскании задолженности потребителей – жилищных организаций на общую сумму 2,5 млрд руб. На сегодняшний день получены исполнительные листы на 1,6 млрд руб.
Согласно Жилищному законодательству взыскивать долги населения могут только управляющие организации. Однако УК, ТСЖ и ЖКС не проводят соответствующую работу. Поэтому ТГК-1 инициирует заключение договоров цессии как по старым долгам, так и по текущим начислениям, и самостоятельно проводит работу с должниками. В адрес неплательщиков направляются долговые квитанции, иски в суды, организуется работа с судебными приставами.
Опираясь на опыт в регионах, мы считаем, что радикально снизить задолженность за поставленные коммунальные ресурсы позволяет только переход на прямые платежи.