Без посредников
В представлении горожан, живущих в обычных квартирах, управляющие их домами организации - настоящие исчадия ада. И так действительно нередко случается, ведь управляющие компании частные, они пытаются делать бизнес. И справедливости ради стоит отметить, что не все у них идет гладко
Осложняют работу УК целый ряд обстоятельств, что влечет за собой убытки для компаний. Однако выход есть, уверены коммунальщики. Нужно организовать прямые расчеты населения с монополистами. Насколько это нужно горожанам и что по этому поводу думают монополисты, выяснял «Общественный контроль».
Как восстановить справедливость
Сразу поясним, что ничего революционного в этой идее нет. Возможность прямых расчетов с ресурсоснабжающими организациями (РСО) предусмотрена Жилищным кодексом - статьей 155. Для этого собственники должны проголосовать за них на общем собрании. Нередко ТСЖ или ЖСК принимают такое решение в надежде, что выколачиваем долгов будет заниматься как раз РСО. Однако монополист по закону не выставляет счетов гражданам, не производит никаких начислений и не работает с дебиторской задолженностью. То есть в соответствии с правовыми нормами РСО является исключительно получателем платежей и весь недобор по-прежнему взыскивает с управляющей организации, потому что именно с ней у монополиста заключен договор.
В соответствии с правовыми нормами РСО является исключительно получателем платежей и весь недобор по-прежнему взыскивает с управляющей организации, потому что именно с ней у монополиста заключен договор.
«На мой взгляд, наблюдается дефект системы взаиморасчетов: деньги от потребителей - граждан - не напрямую идут в РСО, а проходят длинный путь: через расчетный центр, УК, банки и множество других посредников. И на каждом этапе теряется своя небольшая сумма», - рассуждает Евгений Пургин, председатель совета СРО «Ассоциация управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере». «Кроме того, конечно, существуют неплательщики, с которых вообще невозможно взыскать плату. И с ними вынуждена работать УК, а не реальный поставщик услуги. И все эти затраты складываются в миллиарды. Если мы не изменим эту систему, то ситуация будет только ухудшаться. Все тяготы и лишения в жилищной сфере возложены только на нас. Это несправедливо, и это нужно исправлять», - считает он.
Стоит отметить, что такая практика в нашем городе есть: одна из УК, входящих в СРО, работает по такой схеме с 2010 года: там жители получают не одну квитанцию, а три. Правда, касается это только собственников квартир, а не нанимателей жилья, и распространяется лишь на несколько домов. Пока речь идет об одной РСО - ТГК-1.
«Эксперимент показал: если одновременно с прямыми расчетами применять и уступку права требования к должникам-собственникам, фактически реализуется схема прямых договоров. Это снимает с управляющей организации огромное бремя, смягчает отношения между УК и монополистом, а долги не накапливаются», - поясняет Евгений Пургин. По его данным, сегодня много домов в Петербурге провели общее собрание жильцов и приняли решение о переходе на прямые расчеты с РСО. Но пока это не работает.
Лучше платить не стали
Существуют примеры работы такой системы и в других городах Северо-Запада. В Петрозаводске и Мурманске до 95% жилого фонда были переведены на прямые расчеты. Но практика показала: если печатать несколько квитанций от разных поставщиков, вопроса с задолженностью это не решит, платежеспособность населения и платежная дисциплина от этого не вырастает. Так, многоквартирные дома в городах, где действовали прямые расчеты, показали собираемость по ЖКУ 94%.
Собираемость платежей в Петербурге стабильна и довольно высока. По данным ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство», в среднем это 98 - 98,5%. Напомним, этот центр печатает известные всем розовые квитанции для двух третей домов Петербурга.
Кстати, собираемость платежей в Петербурге стабильна и довольно высока. По данным ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство», в среднем это 98 - 98,5%. Напомним, этот центр печатает известные всем розовые квитанции для двух третей домов Петербурга.
По мнению городского комитета по тарифам, расходы на передачу платежей РСО, что несет УК, входят в строчку «Управление многоквартирным домом», так что, полагают чиновники, ничего менять не нужно. «Да, возможно, было бы проще, если бы средства за коммунальную услугу от населения поступали на расчетный счет РСО напрямую, минуя УК», - признал заведующий отделом развития ВЦКП Александр Локтионов, выступая на минувшем XIII Форуме субъектов малого и среднего предпринимательства, который недавно прошел в Петербурге. Но кому-то все равно придется печатать квитанцию на оплату услуг или, если говорить более официально, заниматься биллингом.
«Либо это делает председатель ТСЖ, либо он привлекает расчетный центр. Если каждый поставщик будет печатать такие квитанции, ему придется заложить эти расходы в свои тарифы. Тогда будет происходить замножение услуг, что в итоге будет обходиться населению дороже. Зачем плодить бумажки, увеличивать экологическую и финансовую нагрузку, если большую собираемость средств это не дает?» - говорит он.
Лучше меньше
Есть опыт работы по прямым договорам с собственниками помещений многоквартирных домов и у петербургского «Водоканала». Это дома с непосредственным управлением, те, в которых не выбрана форма управления, а также дома, в которых она выбрана, но, к примеру, существует спор между управляющими организациями.
РСО может собирать деньги за свои услуг с населения при работающей УК, считает директор филиала «Энергосбыт» компании Алексей Сергиенко. Вопрос только в том, во что это выльется.
«К сожалению, положительных результатов мы не наблюдаем», - признает Юлия Артемьева, директор филиала «Единый расчетный центр» водного монополиста. Эта схема работает эффективно только в небольших домах, в которых не более 30 квартир, - в Петроградском районе, Пушкине, Ломоносове, Павловске. При этом задолженности населения перед монополистом нет. А вот в многоквартирных домах (одним из потребителей услуг монополиста является дом на 600 квартир. - Прим. ред.) схема не работает. «Собственники к нам просто не приходят заключать договора. А ведь чтобы выставить счет, нам необходимо знать количество проживающих в квартире, наличие приборов учета, кто является собственником. В данном случае эти сведения нам помогло собрать ТСЖ», - продолжает она.
Кроме того, платежи от домов из Центрального и Фрунзенского районов, где также заключены прямые договора, поступают на счет РСО без указания периода. То есть получатель видит, что средства поступили от условной квартиры № 1 по такому-то адресу от гражданина N, однако неясно, какой именно месяц оплачен. Тут же возникает вопрос с получением льгот на оплату коммуналки. «При этом улучшения платежной дисциплины населения мы не видим», - добавляет Юлия Артемьева.
Есть такие примеры и в ГУП «ТЭК СПб». РСО может собирать деньги за свои услуг с населения при работающей УК, считает директор филиала «Энергосбыт» компании Алексей Сергиенко. Вопрос только в том, во что это выльется. «Сегодня эти средства в какой-то мере заложены в тариф УК на жилищные услуги. Наш тариф также регулируется. И мы понимаем: если мы возьмем эти функции на себя, затраты неизменно возрастут, и в конечном итоге оплачивать их будет население», - полагает он. И так будет вынужден поступить каждый поставщик услуг. А каждая РСО будет нести затраты на работу по взысканию задолженности. Это приведет не к 100-процентной собираемости, а разве что к дополнительному росту тарифов.