Отраслевой кадровый запас
Энергетика, в отличие от большинства отраслей промышленности, не сокращает кадры и зарплаты из–за кризиса. Причина — слабая зависимость энергетики от снизившегося потребительского спроса.
Энергетика входит в тройку отраслей — лидеров по количеству вакансий, по наблюдениям рекрутинговых аналитиков. Несмотря на кризис, работодатели в этой отрасли почти не сокращают персонал, не только не снижают зарплаты, как в других областях экономики, а даже повышают их — в среднем на 4,5% в год. Это объясняется тем, что большинство энергокомпаний и производителей энергооборудования — государственные или ориентированы на государственные инвестпрограммы, а они в энергетике почти не секвестировались.
Зарплаты растут
По оценке аналитиков Head Hunter, вакансии в сфере энергетики составляют 8% от всех текущих вакансий в промышленности. За год, с начала 2015–го, этот показатель сократился (раньше доля была 12%), однако энергетика все же остается третьей отраслью по количеству размещенных вакансий после машиностроения и пищевой промышленности. За последние 2 года число вакансий в энергетике выросло на 4%, притом что в целом по всем сферам экономики упало на 7%.
Серьезных кадровых изменений в отрасли в этом году не предвидится: по данным на конец 2015 года, сокращать персонал и зарплаты намерены были только 11% от всех энергопредприятий, еще 25% планируют даже увеличить штат, а 22% — повысить оклады сотрудникам. Так, в ТГК–1 и ГУП "ТЭК" в 2015 году увеличили зарплаты на 4–5%, в 2016–м запланирована аналогичная индексация. Вместо сокращений энергетики стремятся повысить производительность труда: массово переходят на KPI (система мотивирования сотрудников, основанная на привязке показателей работы каждого к общим достижениям компании), вводят стимулирующие бонусы для работников, автоматизируют производственные процессы.
Почти никто из участников рынка не сворачивает из–за кризиса программы лояльности. Так, в Петербургской сбытовой компании (ПСК) сообщили, что сотрудникам по–прежнему оплачивается добровольное медицинское страхование, частично компенсируется санаторно–курортное лечение. "Сотрудники компании при поддержке ПСК могут поехать на отдых в Крым, Сочи, на Алтай и др., для их детей предлагаются поездки в лагеря Краснодарского края и Ленобласти", — сообщили в ПСК.
Ставка на госзаказ
Участники рынка объясняют относительное благополучие энергетики в кризис тем, что она, в отличие от других отраслей, почти не зависит от потребительского спроса, который из–за кризиса упал. Большинство энергопредприятий ориентированы на государственных или крупных промышленных заказчиков. Так, госкорпорация "Росатом" генерирует новые рабочие места за счет строительства ЛАЭС–2, вторая очередь которой завершится в 2019 году. В 2015–м в этот проект вложено 20 млрд рублей.
В ТГК–1 рассказали, что в компании открываются новые вакансии на реконструируемых и строящихся объектах. По словам гендиректора ТГК–1 Алексея Барвинка, в 2016 году завершится реконструкция Первомайской, в 2017–м — Центральной ТЭЦ. ТГК–1 в 2015 году нарастила инвестпрограмму вдвое против 2014–го — до 7,1 млрд рублей. Объем инвестиций в 2016–м компания не раскрывает, отмечая, что он не уменьшится.
ГУП "ТЭК" в 2016 году увеличило объем инвестиций по сравнению с 2015–м на 1 млрд рублей — до 8,6 млрд. Кроме того, по оценке гендиректора ГУП "ТЭК" Игоря Федорова, в 2014–2015 годах предприятие снизило расходы почти на 800 млн рублей. ГУП снизило проценты за пользование кредитами, провело ревизию консалтинговых компаний. После реконструкции котельных и сетей снизились амортизационные затраты ГУП.
Кризис догонит
Впрочем, энергетика не избежала кризисных проблем — они коснулись прежде всего средних и мелких предприятий. Как рассказал гендиректор холдинга "Теплоком" Андрей Липатов, в условиях спада экономики компаниям приходится отказываться от наименее прибыльных проектов, менять часть бизнесов, а значит, сокращать специалистов. "На рынке высвободилось много специалистов, которые обладают необходимыми компетенциями и способностями и при этом стоят дешевле, чем в 2013–2014 годах", — говорит он. С другой стороны, уходят с рынка и банкротятся десятки мелких субподрядчиков для специализированных работ. В итоге крупным и средним предприятиям приходится брать в штат ненужных им раньше узких специалистов, так как в тот момент, когда они понадобятся, их негде будет взять.
По мнению участников рынка, если в 2016 году российская экономика продолжит падение теми же темпами, что и в 2015–м (ВВП РФ снизился в прошлом году на 3,7%), то государство — главный заказчик для энергетиков — будет более жестко сокращать расходы бюджета (в 2016 году секвестр предполагается в размере 10%). Тогда энергопредприятиям тоже придется оптимизировать затраты за счет чистки кадров и снижения зарплат.