Василеостровцы – первые на прямых

Жители 94 домов на Васильевском острове решили взять в свои руки контроль над ЖКХ – решением собраний собственников перешли на прямые расчеты с энергетиками. Зачем нужно платить за тепло и горячую воду минуя управляющую компанию и как это работает, разбирался корреспондент «МР» 

Около года назад наш город буквально «разбудили» ресурсники, во всеуслышание заявившие об огромных долгах жилищных организаций за поставленное тепло и горячую воду. Как оказалось, управляющие организации города не торопились рассчитываться с ними, направляя средства граждан на другие цели, в результате чего размер долга потребителей перед поставщиками превысил 12 млрд рублей. 

А как у них?

В Москве кроме отчетов о расходах и об устранении жалоб жителей в обязанность руководителя управляющей организации входит еженедельное предоставление в префектуру и департамент мэрии Москвы подтвержденного платежными документами отчета о текущих оплатах и погашении задолженности перед поставщиками газа, тепла, света и т.д. Рост задолженности – основание для принятия незамедлительных решений, в том числе кадровых.

Однако очевидно, что долг перед ресурсниками может возникнуть и по независящим от жилищников причинам, например, неоплаты коммунальных платежей конечными потребителями – собственниками недвижимости. Погашение этого долга строго контролируется властями. Для предотвращения роста задолженности в Москве предусмотрено предоставление субсидий не только социально незащищенным гражданам, как и во всех регионах, но и самим исполнителям коммунальных услуг.

Эксперт городского экспертно-методического центра «Жилкомэкспертиза», антикризисный и арбитражный управляющий (г. Москва) Антон Богатырев

При этом по статистике 95% жителей оплачивают квитанции в срок. Жители почти сотни домов в Василеостровском районе решили больше слепо не доверять жилищникам свои деньги. По их мнению, УК должна заниматься жилым фондом, а энергетики – производством тепла и электричества. И рассчитываться за их услуги, соответственно, нужно отдельно.

Добиться контроля за своими средствами оказалось нетрудно. Исключив посредника в виде управляющей компании, жители стали получать еще одну квитанцию за индивидуальное потребление горячей воды и тепло. Общедомовые нужды (ОДН) же начисляются в «розовых» квитанциях по данным управляющей компании.

Что изменилось?

Средства за отопление и горячее водоснабжение собираются по отдельной квитанции непосредственно на расчетный счет поставщика энергоресурсов.

Что осталось?

  •  Дома продолжает обслуживать исполнитель коммунальных услуг.
  •  Никаких дополнительных договоров владельцам квартир не требуется.
  •  Все социальные льготы, которые получает население, сохраняются.
  • Плата за выставление отдельной квитанции, как и комиссия при ее оплате, с жителей не взымается.

Как утверждают энергетики «ТГК-1», результат уже есть. С момента перехода этих домов на прямые платежи собираемость в них достигла 100%, тогда как раньше она была порой аж на четверть ниже. Но образовались и вопросы, ответы на которые, впрочем, довольно быстро нашлись.

– При принятии важного решения «за» и «против» прямых платежей основным вопросом василеостровцев было: как будет рассчитываться плата – по нормативу или по показаниям приборов учета. Отвечаю – тем, чье квартиры оборудованы приборами учета, начисление будет производиться по их данным, – отмечает Руслан Гарипов, заместитель директора Дирекции по сбыту тепловой энергии ПАО «ТГК-1» – компании, с которой будут напрямую рассчитываться жители Васильевского острова.

Однако, как отмечает энергетик, не все сразу пошло гладко.

– Действительно, за июль обладатели приборов получили первую отдельную квитанцию с данными по нормативу. Но здесь все просто: управляющая компания не имела актуальной базы для выставления квитанций. Уже в платежках за август (получат их жители в сентябре – прим. ред.) расчеты будут скорректированы согласно фактическому потреблению ресурсов, – говорит Гарипов.

Мнение

Прозрачность в сфере услуг ЖКХ – то, за что должен бороться каждый житель города. На мой взгляд, первым шагом к порядку может стать ввод системы прямых расчетов за самый «заметный» в наших квитанциях ресурс – тепловую энергию. Как оказалось, государственные органы не могут отследить, на что тратят деньги управляющие компании. Тогда это должны делать сами жители. Жители моего дома обеспокоены сложившейся ситуацией с долгами и фактами нерационального использования средств руководством УК. Именно поэтому в ближайшее время – после завершения сезона отпусков – мы планируем провести собрание собственников и поднять вопрос о переходе на прямые платежи за тепло и горячую воду.

Председатель совета дома в Василеостровском районе Евгений Ласточкин

Конечно, жилищники не упустили возможности побороться за фонд. Раз уж жители хотят рассчитываться отдельно – так и быть. Но в нарушение Жилищного законодательства РФ нанимателям жилья на Васильевском острове до сих пор плату начисляет ВЦКП. Решение было принято на уровне городской администрации. Теперь в ситуации будут разбираться уже контролирующие органы.

В домах на «сцепке» также были жители, заявившие, что их дом не голосовал за нововведение. Разъясняем.

– Если жители части домов, находящихся в «сцепке», приняли решение о переходе на прямые платежи, то в силу закона энергетики обязаны его реализовать. Что касается объемов потребления тепла, то, как и раньше, показания общедомового прибора учета, стоящего в головном доме, делятся на все многоквартирные дома. Соответственно, потребленный объем тепловой энергии распределяется пропорционально на каждый дом, – подытожил представитель «ТГК-1».  

До сих пор вопрос о переходе на прямые платежи остается открытым для жителей Санкт-Петербурга. А пока горожане могут понаблюдать за опытом василеостровцев и сделать свои выводы.