Бабушка петербургского электричества
Старейшей в городе электростанции исполнилось 120 лет
Есть на Новгородской улице Петербурга уникальное здание, на котором впору вешать мемориальную доску. Именно отсюда 27 апреля 1897 года пошел первый в городе промышленный ток. Но уникальность еще и в том, что эта электростанция до сих пор работает. Сейчас она является частью Центральной ТЭЦ компании «ТГК-1».
Прощание со свечами и керосином
В 1890-е годы в Петербурге случился электрический бум. Пришло время горожанам прощаться со свечами и керосином, с помощью которых тогда освещались улицы и квартиры в домах. Понятно, что прежде всего «искусственный свет» пришел на Невский проспект (ток для его фонарей давала электростанция на барже у Полицейского моста), в Зимний дворец и Царское Село, где проживала императорская семья. Но по-настоящему к новому благу цивилизации петербуржцы начали массово приобщаться 27 апреля 1897 года. Именно тогда была пущена первая промышленная электростанция. Повезло жителям Рождественской части города – так называлась территория по левую сторону от «Староневского» проспекта вплоть до Смольного института.
Хоть теперь там (на Одесской улице) и стоит памятник фонарщику, в реальности жители постоянно жаловались на темень по вечерам вследствие отвратительного уличного освещения. Этим недовольством воспользовалось Акционерное общество «Гелиос» из Кельна, направившее в декабре 1896 года в городскую управу предложение исправить ситуацию – электрифицировав всю Рождественскую часть. Причем дабы опередить конкурентов, оно обещало это сделать по цене керосинового освещения.
«Гелиос» выиграл подряд, выгодный еще и удобным расположением будущей станции на Новгородской улице (дом 11) вблизи реки Невы. По ней было сподручно доставлять стройматериалы, оборудование и уголь.
Корпус машинного отделения и здание заводоуправления строились по проекту инженера и архитектора Владимира Рейса (также известен проектированием первой очереди городского трамвая, Велодрома на Каменноостровском проспекте и доходных домов). Для немецкой компании это был очень важный, своего рода имиджевый проект, открывавший доступ к другим заказам. Работы велись очень быстро, а после запуска станции во всех петербургских газетах появились торжествующие объявления о том, что Петербургская городская управа предоставила «Гелиосу» «право прокладки кабелей по всей столице для производства электрического освещения и отпуска электрической энергии для промышленных и технических целей на весьма выгодных условиях».
Конкуренты тоже старались изо всех сил. И уже в следующем, 1898 году в Петербурге появились сразу две новые электростанции.
В мае Бельгийское анонимное общество электрического освещения запустило на набережной Фонтанки (дом 104) вторую по счету крупную городскую станцию. Кстати, именно эта станция стала «пионером теплофикации» нашей страны 25 ноября 1924 года, когда жилой дом № 96 на набережной Фонтанки по первому теплопроводу получил от нее тепло. А в ноябре открылась и третья – на Обводном канале (дом 76). Построило ее «Общество электрического освещения 1886 года», восходящее к торговому дому «Сименс и Гальке» – тому самому, что освещал с баржи Невский проспект. До этого обществу принадлежали семь маленьких станций. И как только запустили новую большую на Обводном канале, все остальные были закрыты. Газета «Новое время» извещала: «Вчера кабель, доведенный до сети Гостиного двора, пустил со станции на Обводном канале энергию и осветил магазины, т.е. вместо станции, стоящей на Казанской площади, Гостиный двор стал освещаться с Центральной электростанции».
Прошлое и будущее
Помирила конкурентов революция. Новая власть в 1917 году национализировала и в 1919-м объединила все три крупнейшие городские станции, вкупе с четвертой, «Трамвайной», построенной в 1907 году для пуска в столице трамваев. Этот симбиоз менял названия – «Объединение государственных электрических станций», «Петроток», «Электроток»… Создавались единая электросеть и централизованное диспетчерское управление. Реконструировалось и заменялось изношенное оборудование, наращивалась мощность…
Три старейшие электростанции менялись вместе с городом и страной. Пережили блокаду. И, пожалуй, самое удивительное, что они и сегодня в строю. Все три станции образуют Центральную ТЭЦ ПАО «ТГК-1» и известны под номерами ЭС-1 (Обводный канал), ЭС-2 (Новгородская улица) и ЭС-3 (набережная Фонтанки).
С одной стороны, они обеспечивает электричеством и теплом дома и предприятия Центрального, Московского и Адмиралтейского районов Петербурга, обслуживая в общей сложности около 500 тысяч человек. С другой стороны, представляют собой действующие технические музеи. Например, на ЭС-3 до сих пор работают дореволюционные котлы системы «Бабкок-Вилькокс», смонтированные еще Бельгийским анонимным обществом электрического освещения. Невероятный факт, достойный Книги рекордов Гиннеса! Ведь обычно ресурс котлов составляет всего 25 лет. Причины такой живучести две – качество изготовления самих котлов, и высочайший профессионализм персонала электростанции, очень грамотно эксплуатировавшего оборудование все эти годы.
Сегодня Центральная ТЭЦ переживает второе рождение. Здесь завершается комплексная реконструкция. На Новгородской улице заработал новый электрический комплекс, а на Обводном канале построена суперсовременная компактная газовая электростанция, ТЭЦ на Фонтанке пока выведена в резерв. Все новые объекты учитывают бережный подход к уникальному историческому ландшафту центра Санкт-Петербурга. А это немаловажно. Ведь среди тех, кто получает энергию Центральной ТЭЦ, здание Сената и Синода, Государственный Эрмитаж, Русский Музей, Мариинский театр и многие знаковые здания города, где хранится вековая история. Так же бережно сохраняет ее Центральная ТЭЦ, где удивительным образом соседствуют прошлое и будущее отечественной энергетики.
Врезы:
С должниками не церемонились
С юбиляром – станцией ЭС-2 на Новгородской улице – связано и первое в истории российской энергетики письмо об отключении должника, датированное августом 1903 года. Оно хранится в Музее истории энергетики Северо-Запада. Компания Санкт-Петербургскогое общество электрических сооружений (так с 1899 года стало именоваться в общество «Гелиос») «с совершенным почтением» требует от некой госпожи Томилишиной погасить долг за электроэнергию в размере 175 рублей 89 копеек. В противном случае грозит прекратить «отпуск тока». И уже на следующий день на письме появилась лаконичная приписка: «Ток отключен. Десятский Семенов».
Очистительный газ
Раньше на станции ЭС-2 в качестве топлива использовали уголь. Как следствие близлежащие улицы и набережные были покрыты сажей, а сотрудники станции напоминали шахтеров – «все черные, только зубы и белки глаз белые». В 2001 году ЭС-2 перешла на газ. Экологическая обстановка в районе и условия труда на станции сразу нормализовались.
Источник: Журнал «Ваш Тайный Советник»