Образцовый управдом - 2019

ДОМ ПЛАТЕЖОМ КРАСЕН

Энергетики, приставы и управляющие компании разных регионов России поделились позитивными практиками работы с должниками на круглом столе в рамках энергетического форума в Петербурге

ДОЛГ БОЛЕЕ 10 МИЛЛИАРДОВ

Если вы исправно платите «коммуналку», это вовсе не значит, что ваша управляющая организация платит по счетам поставщиков. Только в Петербурге обслуживающие жилой фонд фирмы задолжали компании ПАО «ТГК-1» 4,38 миллиарда рублей. В Мурманской области коммунальщики не заплатили за тепло и электроэнергию чуть более 3 миллиардов, а в Республике Карелии из 735 миллионов рублей задолженности 607 приходится на предприятия ЖКХ.

Собственно, это уже стало тенденцией: в общем объеме задолженности потребителей за энергоресурсы доля физических лиц снижается, а вот количество предприятий сферы ЖКХ растет. Ограничить снабжение «коммунальщиков» энергетики не могут - это обернется коммунальным коллапсом и напрямую отразится на жителях, поэтому взыскивать многомиллионные долги многочисленных фирм зачастую приходится через суд, хотя эксперты признают, что данный процесс является одинаково болезненным для всех участников.

В свою очередь управдомы сетуют на безнадежных неплательщиков, с которых буквально нечего взять, а также на законодательные коллизии и противоречивые системы расчетов, из-за которых любая управляющая компания рано или поздно становится убыточной и разоряется.

ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕ УЙТИ

Одна из рабочих практик по возвращению долгов - уступка права требования долга, или цессия. Таким образом уменьшается кредиторская задолженность управляющей организации, а ресурсоснабжающие компании получают возможность вернуть деньги за предоставленное тепло.

С 2017 года в борьбе со злостными неплательщиками энергетики стали активно использовать практику привлечения к субсидиарной ответственности. Суть в том, что за долги управляющей компании отвечает ее собственник или руководитель. Положительная судебная практика у ПАО «МОЭК» уже есть: в 2018 году размер требований по субсидиарной ответственности составил 1,4 миллиарда рублей, из которых уже удовлетворено 594 миллиона.

- Привлечение к субсидиарной ответственности станет хорошим стимулом для руководителей должников и собственников бизнеса, игнорирующих общение с поставщиком тепла для погашения задолженности, - говорит заместитель начальника правового управления ПАО «МОЭК» Ирина Семкина. - В 2018 году к субсидиарной ответственности привлечено 26 физических и 6 юридических лиц. Следующий шаг - банкротство физлиц среди тех, которых мы привлекли к субсидиарной ответственности. Уже подано 7 заявлений на 41 миллион рублей и арестовано имущество части должников.

Конечно, среди неплательщиков за энергоресурсы числится и население. К ответственности собственники жилья тоже привлекаются - к должникам применяется арест имущества, банковских счетов и автотранспорта, наложение запрета на выезд за пределы страны.

АКТИВНАЯ ПОЗИЦИЯ

Но все-таки до крайних мер энергетики стараются не доводить. Предприятия топливно-энергетического комплекса активно сотрудничают с судебными приставами и участвуют в акциях, в ходе которых напоминают людям о необходимости своевременно оплачивать коммунальные услуги, налоги и алименты. Идут навстречу должникам и предлагают рассрочку в выплате долга.

Отдельного внимания удостоились вопросы повышения энергоэффективности как прямого способа избежать роста дебиторской задолженности.

- Мы успешно начали такую практику в Рязанской области и при наличии положительных результатов планируем распространять ее на другие регионы, - отметил заместитель управляющего директора по энергорынкам ПАО «ОГК-2» Владимир Мальцев.

Опыт управдомов на местах свидетельствует, что инициативы по повышению энергоэффективности сначала могут встретить ожесточенное сопротивление со стороны жильцов. Оно и понятно: люди боятся дополнительного роста коммунальных платежей. Между тем модернизация оборудования, утепление подвалов и чердаков, замена окон - все это в скором времени приводит к уменьшению ежемесячных сумм в квитанциях, на удивление даже самых упрямых скептиков. Если сэкономленные средства направляются на благоустройство дома, то и жители понимают, за что они платят, и общая собираемость начинает постепенно повышаться.

-Мы должны стимулировать потребителей к добросовестному поведению, воспитывать у людей гражданскую ответственность, - считает начальник правового департамента ПАО «ТГК-1» Елена Михайлова. - Каждый собственник вправе узнать, как управляющая компания распоряжается его платежами, и при необходимости инициировать ее смену. Безразличным в этой ситуации оставаться нельзя, ведь в итоге страдают все, в том числе и те, кто добросовестно оплачивает коммунальные услуги.

Источник: Комсомольская правда

Петербуржцы нагрели монополистов на 800 млн

Переход на прямые договоры между петербуржцами и поставщиками тепла не оправдал надежд монополистов: долги населения за тепло и горячую воду не сократились, как надеялись теплоснабжающие предприятия, а выросли почти на 800 млн рублей, превысив 10 млрд.

Поправки в Жилищный кодекс РФ, упрощающий ресурсоснабжающим организациям (РСО) процесс перехода на прямые договоры с гражданами, вступили в силу с 3 апреля 2018 года. С тех пор петербургские теплоснабжающие предприятия перевели на прямые договоры около тысячи жилых домов. Сейчас по такой схеме обслуживается 1500 домов, где зарегистрировано 130 тысяч лицевых счетов, на которые гражданам начисляется плата за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ).

Традиционно собственники жилья заключают договоры на предоставление ЖКУ с управляющими организациями (УО) — ЖСК, ТСЖ управляющими компаниями. А управленцы получают тепло от монополистов и поставляют его жильцам. Граждане платят за услуги управляющим, которые перечисляют эти деньги поставщикам ресурса. Поставщики взыскивают возникающие долги с управляющих, а те уже разбираются с жильцами-неплательщиками.

При переходе на прямые договоры монополисты сами разбираются с гражданами-должниками, которым они поставляют тепло.

Поставщики, которые в последние годы активно добивались прямых отношений с населением, поясняли, что недобросовестные управляющие, получая деньги от граждан, не отдают их монополистам. В итоге растет долг. Устранение посредников позволит сократить задолженность, говорили монополисты.

На должников с прибором

Однако долг, наоборот, вырос. Просроченная задолженность петербургских потребителей перед ПАО «ТГК-1» на 1 мая 2019 года составила почти 4,8 млрд рублей. Годом ранее было менее 4,3 млрд рублей (см. «Динамика задолженности потребителей за теплоснабжение в Петербурге»). Потребители ГУП «ТЭК СПб» в жилищной сфере на 1 января 2019 года задолжали компании 5,35 млрд рублей, а год назад — всего 5,1 млрд.

ТГК-1 в 2019 году избавилась от 80 самых недобросовестных управляющих организаций, которые годами копили долги, некорректно выставляли счета жильцам, неверно учитывали показания общедомовых приборов учета тепла — частично рост долга объясняется этим, говорят в компании.

Например, после перехода на прямые договоры в одном из домов в Московском районе у жителей выросли платежи за тепло. Гражданам начислили плату по нормативу, а не по показаниям общедомовых приборов, потому что УК не передала монополисту данные приборов учета тепла, сообщил представитель социального проекта «Давайте разберемся» Александр Богловский.

Поставщики начали с нуля

«У ТГК-1 на прямых платежах 723 дома, и ежемесячно их число растет на 20-30 домов, — рассказал Руслан Гарипов, заместитель главы дирекции по сбыту тепловой энергии ПАО «ТГК-1». — Новый закон дал РСО возможность расторгать договоры с нерадивыми управляющими компаниями и переходить на прямые договоры с потребителями».

Но возникла новая проблема — резкий рост числа контрагентов, с которыми раньше имели дело управленцы, а теперь приходится разбираться монополистам. «Одно дело, когда у тебя тысяча контрагентов, и другое — когда сто тысяч», — добавляет Елена Михайлова, начальник департамента по правовым вопросам ТГК-1.

Управляющие знали своих злостных неплательщиков и уже выстроили с ними отношения, а монополистам приходится начинать с нуля, говорят эксперты.

Временные трудности

Еще одна проблема — платежи граждан за общедомовые нужды. Их по-прежнему собирают с жильцов управляющие, отмечает председатель совета директоров управляющей компании «Проминвест» Александр Спиридонов. Причем УК выставляют гражданам счета за отопление лестниц, подвалов и чердаков в зависимости от площади квартиры, которую занимает жилец, а монополист требует с компании оплату за фактически отпущенные гигакалории. Тарифы для населения на общедомовые нужды намного ниже, чем реальное потребление — отсюда рост долгов, поясняет Спиридонов. Если в подвале лопнула труба и вытекает кипяток — платит за это УК.

«Идея с прямыми договорами вроде хорошая, но ее пытаются реализовать, не доведя до конца», — считает Александр Спиридонов.

Монополистам выгодно забирать лицевые счета жильцов у недобросовестных управляющих, которые воруют деньги граждан. Таких УО в Петербурге десятки. Честные управляющие сами стремятся избавиться от договоров с жильцами, чтобы сэкономить на администрировании. Но монополистам не интересны такие УК — они и так исправно платят, говорят участники рынка.

  • В Петербурге свыше 2,8 тысячи управляющих организаций, которые обслуживают около 25,5 тысячи жилых домов. А лицевых счетов, на которые начисляется плата за жилищно-коммунальные услуги, — более 2 млн штук. Если все управленцы откажутся от договоров с жильцами, то у поставщиков ресурсов в 15 раз вырастет число договоров, монополистам придется увеличивать штат сотрудников по работе с клиентами. Расходы поставщиков вырастут намного больше, чем доходы от платежей населения.

Поэтому ресурсники уже заявили, что не будут форсировать процесс. Насильно переводить клиентов добросовестных УК на прямые договоры не будем, говорит заместитель гендиректора по сбыту ГУП «ТЭК» Юрий Тельтевский.

Проблемы роста долгов временные, уверены участники рынка. Когда монополисты избавятся от злостных должников УК и наладят работу с прямыми договорами, собираемость платежей вырастет.

Источник: Метагазета