Как зарождалась «большая» гидроэнергетика России. Волховская ГЭС — первенец ГОЭРЛО

Мощь и красота в одном флаконе. Когда смотришь на сооружение длинной более 350 метров, которое встало на пути реки Волхов, не верится, что построено оно в 20-х годах прошлого века. Волховская ГЭС — одна из старейших гидростанций России, первенец ГОЭРЛО и первая «большая» ГЭС в России в целом. Именно здесь отрабатывался российский опыт строительства гидростанций.

Станция построена на месте Петропавловских порогов, которые сильно затрудняли судоходство на реке Волхов. Поэтому все проекты, которые разрабатывались относительно эксплуатации Волхова, касались в первую очередь улучшения условий судоходства. Но технической возможности для их реализации тогда не было. Только в начале XX века появился проект инженера Генриха Графтио, который соединил интересы энергетики и судоходства.

«Строили долго и тяжело, на работах было задействовано 12 тысяч человек. Но построили хорошо: мы её эксплуатируем и имеем возможность убедиться, что станция построена очень качественно. 5 декабря 1926 года станция дала первый ток, а 19 декабря состоялся официальный запуск», — рассказывает инженер по охране окружающей среды Волховской ГЭС Светлана Минячева.

На станции до сих функционирует часть оборудования тех лет: шведские гидроагрегаты 1923 года и гидроагрегаты «Электросилы» 1927 года.

В годы войны станция спасла Ленинград от энергетической блокады — работала, не останавливаясь всю войну. Хотя основное оборудование было демонтировано, когда немцы подошли близко к Волхову, но два маленьких гидроагрегата продолжали работать.

«Силовое здание станции является памятником архитектуры. У ГЭС есть свой архитектор — Оскар Мунц, что является редкостью для промышленных объектов. И эта красота является продолжением напорного фронта, то есть она несёт много разных функций», — говорит Светлана Николаевна.

Действительно: огромные, практически во всю высоту турбинного зала окна, особый рельеф стен и потолка, сохранившаяся плитка — если бы не оборудование, то можно подумать, что попал не на промышленное предприятие, а в какой-нибудь театр или дворец. В силовом здании очень много света. За счёт больших окон в светлое время суток здесь можно вообще не пользоваться дополнительным освещением. Даже крыша над лестницей внутри здания — и та стеклянная, что позволяет здорово экономить на электроэнергии, хотя тогда об этом не думали, делали для красоты. А на самих ступенях остались металлические ковродержатели — когда-то по парадной лестница простилалась красная дорожка.

Идём в рабочие помещения станции и понимаем, что попали в другую эпоху, ещё не совсем советскую. Одни заклёпки на трансформаторах и рукоятки на станках чего стоят.

В турбинном зале красуется рабочее колесо с первых гидроагрегатов. Как пояснила Светлана Минячева, колесо стоит здесь не как памятник — оно полностью рабочее и при необходимости может быть установлено на гидроагрегат.

Отдельно нужно остановиться на Генрихе Графтио, точнее на его доме, который расположен на противоположном от станции берегу. Вероятно, отсюда было удобно следить за ходом строительства ГЭС. Генрих Осипович знал толк в стиле и домашнем уюте.

Стол с тритонами вместо ножек, чертёнок на подлокотниках дивана, ножки стула с птичьими лапками на концах — тут есть на что посмотреть. В доме Графтио сейчас располагается музей истории Волхова. Помимо сохранённого кабинета инжнера здесь представлена экспозиция из старого оборудования Волховской ГЭС, кабеля, который проложили по дну Ладожского озера, чтобы дать электричество в блокадный Ленинград. В отдельном помещении стоит персональный автомобиль Графтио ГАЗ М-11. Также представлены различные находки времён Великой Отечественной войны.

Волховская ГЭС названа именем Ленина, хотя он на станции ни разу не был. Но о создателе здесь не забывают — прямо в турбинном зале расположена колонна с бюстом Генриха Графтио. Именем Графтио будет названа следующая гидростанция, построенная им — Нижне-Свирская ГЭС.