Как зарождалась «большая» гидроэнергетика России. Волховская ГЭС — первенец ГОЭРЛО
Мощь и красота в одном флаконе. Когда смотришь на сооружение длинной более 350 метров, которое встало на пути реки Волхов, не верится, что построено оно в 20-х годах прошлого века. Волховская ГЭС — одна из старейших гидростанций России, первенец ГОЭРЛО и первая «большая» ГЭС в России в целом. Именно здесь отрабатывался российский опыт строительства гидростанций.
Станция построена на месте Петропавловских порогов, которые сильно затрудняли судоходство на реке Волхов. Поэтому все проекты, которые разрабатывались относительно эксплуатации Волхова, касались в первую очередь улучшения условий судоходства. Но технической возможности для их реализации тогда не было. Только в начале XX века появился проект инженера Генриха Графтио, который соединил интересы энергетики и судоходства.
«Строили долго и тяжело, на работах было задействовано 12 тысяч человек. Но построили хорошо: мы её эксплуатируем и имеем возможность убедиться, что станция построена очень качественно. 5 декабря 1926 года станция дала первый ток, а 19 декабря состоялся официальный запуск», — рассказывает инженер по охране окружающей среды Волховской ГЭС Светлана Минячева.
На станции до сих функционирует часть оборудования тех лет: шведские гидроагрегаты 1923 года и гидроагрегаты «Электросилы» 1927 года.
В годы войны станция спасла Ленинград от энергетической блокады — работала, не останавливаясь всю войну. Хотя основное оборудование было демонтировано, когда немцы подошли близко к Волхову, но два маленьких гидроагрегата продолжали работать.
«Силовое здание станции является памятником архитектуры. У ГЭС есть свой архитектор — Оскар Мунц, что является редкостью для промышленных объектов. И эта красота является продолжением напорного фронта, то есть она несёт много разных функций», — говорит Светлана Николаевна.
Действительно: огромные, практически во всю высоту турбинного зала окна, особый рельеф стен и потолка, сохранившаяся плитка — если бы не оборудование, то можно подумать, что попал не на промышленное предприятие, а в какой-нибудь театр или дворец. В силовом здании очень много света. За счёт больших окон в светлое время суток здесь можно вообще не пользоваться дополнительным освещением. Даже крыша над лестницей внутри здания — и та стеклянная, что позволяет здорово экономить на электроэнергии, хотя тогда об этом не думали, делали для красоты. А на самих ступенях остались металлические ковродержатели — когда-то по парадной лестница простилалась красная дорожка.
Стол с тритонами вместо ножек, чертёнок на подлокотниках дивана, ножки стула с птичьими лапками на концах — тут есть на что посмотреть. В доме Графтио сейчас располагается музей истории Волхова. Помимо сохранённого кабинета инжнера здесь представлена экспозиция из старого оборудования Волховской ГЭС, кабеля, который проложили по дну Ладожского озера, чтобы дать электричество в блокадный Ленинград. В отдельном помещении стоит персональный автомобиль Графтио ГАЗ М-11. Также представлены различные находки времён Великой Отечественной войны.