Каскад-юбиляр
Журналист «Вечернего Мурманска» побывал на Каскаде-юбиляре — Каскаде Пазских ГЭС.
Богатая история
Маленький поселок Раякоски, затерянный в сосновых лесах на границе России, Норвегии и Финляндии, отличается от остальных населенных пунктов Мурманской области. Аккуратные одноэтажные домики, построенные финнами и норвежцами, ухоженные палисадники, небрежно брошенные во дворе велосипеды, лыжи и финские санки. Казалось бы, это идеальное место для «лириков» — поэтов и художников. Где, как не там, сочинять стихи про прекрасную северную природу и писать сельские пейзажи?
Есть в Раякоски и поэты, но увлечение рифмой остается для них на втором плане, по крайней мере, до пенсии. Жизнь обитателей поселка гидроэнергетиков подчинена графику смен на станциях каскада Пазских ГЭС. Так что вода, турбины и агрегаты всегда будут в приоритете.
На реке Паз находится семь гидростанций: пять российских, объединенных в Каскад Пазских ГЭС, который в этом году отмечает 60-летие, и две норвежских.
Территория Печенгского района после отделения Финляндии от России была передана Стране Суоми в 1920 году. В 1942 году финны построили на реке Паз гидростанцию Янискоски. Но для нужд местного никелевого комбината она проработала недолго. В 1944 году в связи с ожидаемым наступлением Советской Армии ГЭС была взор-вана отступающими немецкими войсками.
Через несколько лет уже на советской территории финская фирма начала строительство новой станции. В 1950 году ГЭС Янискоски была введена в эксплуатацию. Затем на порогах реки появились еще четыре советских ГЭС.
От ветеранов — к молодежи
Нынешний начальник ГЭС Янискоски Андрей Дроздов начинал свой трудовой путь с должности электрика. В поселок Раякоски приехал в 24 года, через четыре года уже был дежурным инженером, в 2004 году стал начальником ГЭС.
Андрей Дроздов относится к станции как к родному дому и с удовольствием показывает свои владения — машинный зал, турбинное помещение, подстанции, бетонную плотину, водохранилище. Начальнику есть чем гордиться: оборудование станции уже 65 лет работает надежно и бесперебойно. Благодаря труду инженеров за это время ГЭС не потребовалось ни одного капитального ремонта.
Работает на станции и молодежь. Дежурный инженер Виталий Ющук окончил мурманский вуз с красным дипломом. На ГЭС пришел после преддипломной практики более пяти лет назад.
— Здесь нет развлечений, но мне они и не нужны. Я практически в таких же условиях жил раньше, поэтому привыкать к тихой жизни мне не пришлось, — говорит Виталий Ющук. — Здесь хороший коллектив, это большой плюс, работа интересная, зарплата немаленькая. Ответственность большая.
В обязанности Виталия Ющука входит осмотр подстанций, водохранилища, панели пульта машинного зала, турбинного помещения. Дежурный инженер проверяет режим работы станции, состояние оборудования, чтобы ничего не капало, не гремело, не жужжало. Опытный дежурный по звуку может понять, что что-то пошло не так. Услышал какой-то необычный звук — должен понять, что вышло из строя и где, осмотреть и сразу принять решение: или вывести из работы, или вызвать специалистов по ремонту.
— Молодежи, которая приходит на станцию, всегда объясняю, что везде должен быть порядок, — рассказывает начальник ГЭС Андрей Дроздов. — Ни в коем случае нельзя ничего скрывать. Если что-то заметил или сам сделал неправильно, говори, будем разбираться, устранять.
Сегодня ГЭС Янискоски, как и все остальные станции каскада, полностью автоматизирована и управляется одним «оперативником» с диспетчерского пульта, смонтированного на ГЭС Раякоски.
Не каждый энергетик сможет вот так «рулить» сразу пятью ГЭС одновременно. Для этого нужна особая подготовка и особый характер. Старшие товарищи готовят «оперативников» два года. Зато потом такой специалист ценится на вес золота.
У начинающего инженера первый экзамен проходит три дня. На все вопросы должен ответить. Не можешь — иди дальше учи. Эту систему отбора и обучения персонала когда-то организовал главный инженер каскада Николай Малыгин, отработавший в одной должности 37 лет.
Соседские отношения
Работа Пазских ГЭС — пример успешного сотрудничества энергетиков трех стран. Река, отделяющая Россию от Норвегии, вытекает из финского озера Инари. Водные запасы озера регулируют с помощью международного трехстороннего соглашения.
Энергию, выработанную на ГЭС Янискоски, экспортируют в Финляндию, а с Борисоглебской ГЭС — в Норвегию. Благодаря экспорту с каскада Пазских ГЭС в трудные
90-е годы компания могла покрывать налоги и платить зарплаты сотрудникам.
Сегодня, несмотря на сложные отношения России и Западной Европы, трений во взаимоотношениях гидроэнергетиков России, Норвегии и Финляндии нет.
— Какая бы ситуация между странами ни возникала, все-таки соседские деловые отношения берут верх, — отмечает директор каскада Пазских ГЭС Николай Воробьев. — Каждый должен заниматься своим делом, производственники — производством, политики — политикой. Тогда сотрудничеству ничего не угрожает.