Нижне-Свирская ГЭС: здесь встречают и провожают пароходы

Идеально подстриженный газон, аккуратные домики, ровные ряды деревьев вдоль воды — вот такой практический райский остров расположился у ног второго детища инженера Генриха Графтио Нижне-Свирской ГЭС.

А ведь и впрямь остров: на станции, как и на Волховской ГЭС, действует судоходный канал, поэтому, чтобы попасть на объект, нужно сводить мост.

Станция была заложена в 1927 году и стала первым в мировой практике крупным гидротехническим сооружением, которое было построено на слабых грунтах. В данном случае на девонской глине.

Первая турбина гидростанции была запущена 19 декабря 1933 года. Кто-то дарит женщинам цветы, а Генрих Графтио — электроэнергию. Все запуски станций инженер посвящал своей жене, которая 19 декабря как раз отмечала день рождения.

В 1941 году станция была захвачена немцами, вследствие чего часть оборудования была демонтирована, но большей частью разрушена.

В 1944 году станцию начали восстанавливать, а в 1948 она заработала на полную мощность. В 1949 году Нижне-Свирской ГЭС было присвоено имя Генриха Графтио.

Прежде чем знакомиться с оборудованием станции, в поисках лучшего вида на ГЭС прогуляемся по ледозащитной стенке. Не успели сделать два шага, как словили множество недовольных криков чаек.

Обычно люди здесь не ходят, о чём недвусмысленно намекает знак «Запретная зона». Потому часть сооружения облюбовали чайки — устроили здесь свои гнёзда. Вот такие суровые гнёзда из кусков бетона.

Далее испытание не для слабонервных — прогулка по дамбе длинной 216 метров и 21 метр в высоту. Отсюда открывается вид на причалы посёлка Свирьстрой, который возник вместе с началом строительства ГЭС.

В сравнении с Волховской ГЭС, Нижне-Свирскую не назовёшь произведением искусства: обычное, ничем особым не выдающееся силовое здание на четыре гидроагрегата, небольшой, но уютный щит управления. За впечатлениями нужно идти дальше, а вернее выше, на крышу гидростанции — вот где найдёт своё «вау» настоящий романтик.

В какой-то момент в голову может прийти нехорошая шутка про то, что Нижне-Свирская ГЭС видела кораблей больше, чем Мурманск. За то непродолжительное время, что мы были на станции, мимо прошли четыре парохода и один танкер. Ежедневно через судоходный шлюз станции проходит около 25 судов, а несколькими годами ранее их число достигало 35.