Нижне-Свирская ГЭС: здесь встречают и провожают пароходы
А ведь и впрямь остров: на станции, как и на Волховской ГЭС, действует судоходный канал, поэтому, чтобы попасть на объект, нужно сводить мост.
Станция была заложена в 1927 году и стала первым в мировой практике крупным гидротехническим сооружением, которое было построено на слабых грунтах. В данном случае на девонской глине.
Первая турбина гидростанции была запущена 19 декабря 1933 года. Кто-то дарит женщинам цветы, а Генрих Графтио — электроэнергию. Все запуски станций инженер посвящал своей жене, которая 19 декабря как раз отмечала день рождения.
В 1941 году станция была захвачена немцами, вследствие чего часть оборудования была демонтирована, но большей частью разрушена.
В 1944 году станцию начали восстанавливать, а в 1948 она заработала на полную мощность. В 1949 году Нижне-Свирской ГЭС было присвоено имя Генриха Графтио.
Далее испытание не для слабонервных — прогулка по дамбе длинной 216 метров и 21 метр в высоту. Отсюда открывается вид на причалы посёлка Свирьстрой, который возник вместе с началом строительства ГЭС.
В сравнении с Волховской ГЭС, Нижне-Свирскую не назовёшь произведением искусства: обычное, ничем особым не выдающееся силовое здание на четыре гидроагрегата, небольшой, но уютный щит управления. За впечатлениями нужно идти дальше, а вернее выше, на крышу гидростанции — вот где найдёт своё «вау» настоящий романтик.
В какой-то момент в голову может прийти нехорошая шутка про то, что Нижне-Свирская ГЭС видела кораблей больше, чем Мурманск. За то непродолжительное время, что мы были на станции, мимо прошли четыре парохода и один танкер. Ежедневно через судоходный шлюз станции проходит около 25 судов, а несколькими годами ранее их число достигало 35.