История

С древнейших времен река Волхов служила важным звеном великого водного пути «из варяг в греки», но этот путь затрудняло большое количество порогов.

Протяженность реки — 223 км, 11 км из которых вода стремительно несется по скалистому дну, усеянному подводными камнями. Пороги составляли угрозу для больших судов, особенно летом и осенью, при низком уровне воды. Приходилось разгружать суда, при более низкой воде корабли нередко получали пробоины или погибали. Еще в 1725 году была предпринята неудачная попытка очистить пороги.

Еще через 100 лет был разработан проект шлюзования Волховских порогов, но и он в жизнь тогда не претворился.

В 1897 году начались первые исследования возможностей использования энергии Волхова. Тогда проект предусматривал сооружение силовой установки с передачей энергии в Петербург постоянным током высокого напряжения. В 1912 году инженер Генрих Осипович Графтио распланировал комплексное использование Волхова для целей энергетики и улучшения условий судоходства.

По этому проекту в здании силовой станции, мощность которой рассчитывалась на 60 000 л. с., следовало установить восемь горизонтальных турбин по 7 500 л. с. каждая. Передача электроэнергии в Петербург должна была осуществляться по линиям напряжением 110 кВ. Для обеспечения судоходства сконструировано сооружение шлюза.

Важнейшее достоинство проекта — возможность обеспечить снабжение промышленности Петербурга дешевой электроэнергией, получаемой за счет возобновляемых водных ресурсов реки и способной заменить часть электроэнергии, производимой на дальнепривозном топливе. Сооружение плотины и шлюза на порожистой части Волхова позволяло создать отличный речной путь для подвоза грузов в Петербург.

Мечты о Волховстрое

В 1914 году Генрих Графтио разработал проект второго варианта силовой станции с турбинами по 10 000 л. с. каждая. Но до Октябрьской революции его так и не осуществили из-за упорного сопротивления имеющих паровые станции акционерных электрических обществ, для которых получение Петроградом дешевой электроэнергии Волхова было попросту невыгодно. Высказывались совершенно разнообразные возражения против строительства: дороговизна, ненадежность геологического основания, отсутствие опыта.

В январе 1918 года Владимир Ильич Ленин заинтересовался строительством Волховской ГЭС. Он дал поручение инженеру-электрику Петру Гермогеновичу Смидовичу, работавшему начальником электроотдела Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ), связаться с Графтио. Он обратился к Графтио с просьбой предоставить смету Волховстроя.

«Я с радостью сел за работу. Были извлечены давно забытые чертежи. Надо было торопиться. Через неделю Владимир Ильич хотел поставить вопрос о Волховстрое на заседании Совнаркома. Смета была составлена в течение ночи»

Ленин подробно ознакомился с предложением Графтио. Он оценил значение Волховской ГЭС для электроснабжения Петрограда, который переживал острейший топливный кризис в связи с прекращением поставок английского угля и трудностями транспортировки донецкого угля и бакинской нефти. При обсуждении вопроса 22 апреля 1918 года на заседании Совнаркома о строительстве ряда гидроэлектростанций Ленин предложил Волховскую ГЭС «строить в 2–3 строительных сезона».

Постановлением от 13 июля 1918 года Совет Народных Комиссаров утвердил строительную организацию, известную под названием Волховского строительства, или Волховстроя, и выделил более 18 млн рублей на выполнение первоочередных работ. Графтио писал: «Будем строить Волховскую ГЭС!»

Строительство Волховской гидростанции началось «в тяжелое время, в грозу и бурю», — как образно выражался Генрих Осипович

Шаг за шагом к Волховской ГЭС

В январе 1919 года начались первые строительные работы по сооружению станции

Тяжелое экономическое положение и гражданская война не позволяли вести строительство быстрыми темпами.

Уже в 1920 году над Волховстроем сгустились тучи. Хозяйственная обстановка в стране требовала экономии материальных и денежных средств. Нехватка рабочей силы также диктовала необходимость ее сосредоточения на стратегических объектах.

Нашлись те, кто хотел решить эту задачу за счет Волхова. Профессор Захарьин подал в правительство обширную записку, доказывающую, что геологические условия не позволяют строить Волховскую плотину и что она не выдержит напор. Вопрос о строительстве стал предметом обсуждения крупнейших инженеров-энергетиков.Но Графтио сумел с честью опровергнуть все утверждения оппонентов. В том же 1920 году по заданию Ленина начата работа по составлению знаменитого плана ГОЭЛРО.

Сооружение Волховской ГЭС стало краеугольным камнем программы нового электростроительства

16 сентября 1921 года Совет труда и обороны под председательством В.И. Ленина вынес постановление о признании Волховского строительства внеочередным ввиду исключительной государственной важности работ по электрификации Петрограда. Ленин постоянно интересовался ходом работ и распорядился держать его в курсе дел.

Весть о строительстве большой гидростанции на Волхове разнеслась по многим городам и селам России. К берегам Волхова в поисках работы ехали ярославские и костромские плотники, череповецкие землекопы, тверские каменщики, калужские кессонщики, ехали целыми артелями со своими инструментами: топорами, пилами, лопатами. Из Петрограда прибывали слесари, механики, электромонтеры. На Волховстрой съехались студенты и выпускники петроградских институтов.

Волховстрой стал первой школой советского гидроэнергостроительства. Здесь впервые решались сложные инженерные и технические проблемы проектирования и строительства плотины, здания станции, линии электропередачи, электроподстанций, а также монтажа и наладки оборудования. Численность работающих доходила до 15 тысяч человек.

Первенец электрификации и машиностроения

Строительство электростанции начиналось в трудные годы для еще молодой Советской республики. Поэтому часть необходимого оборудования приходилось закупать за границей. Однако петроградский завод «Электросила» обратился с просьбой к Волховстрою передать им изготовление части оборудования. Это предложение рассматривалось как неслыханная дерзость.

Завод «Электросила» совместно с другими заводами Петрограда—Ленинграда блестяще справился с поставленной задачей. Даже эмигрантская газета «Накануне» досадливо признавала: «В России имеется три чуда: Красная Армия, Сельскохозяйственная выставка и Волховстрой». Четыре других генератора, высоковольтные трансформаторы, выключатели, электрооборудование для собственных нужд поставила шведская фирма «ASEA».

Все вопросы технического характера решались с широким привлечением ленинградских организаций: гидравлических лабораторий Ленинградского политехнического института, Института путей сообщений, Электротехнического института и др. По вопросам гидротехнических и строительных работ, а также по электротехническим вопросам, по которым не имелось достаточного отечественного опыта, обращались к иностранным специалистам.

Хроника строительства

1922 — 1926 гг.

Торжественный пуск

5 декабря 1926 года состоялся первый пробный пуск турбины Волховской ГЭС. Газета «Правда» сообщила: «Волховстрой готов к подаче тока в Ленинград.

Испытание кабелей к понижающим подстанциям прошло блестяще». Волховская ГЭС дала ленинградским предприятиям 6 400 кВт. Электроэнергию получили фабрика «Советская звезда», «Северная верфь», завод «Электросила», вагоностроительный завод им. Егорова, «Скороход».

19 декабря 1926 года состоялась церемония торжественного ввода в эксплуатацию Волховской ГЭС. Ток, выработанный первенцем ленинского плана ГОЭЛРО, стал на регулярной основе поступать в город по линиям 110 кВ

«Наша первая мощная электростанция опровергает злобные предсказания белогвардейских кумушек о нереальности плана электрификации страны, намеченного гениальной рукой Владимира Ильича. Волховстрой ярко свидетельствует о неиссякаемых творческих способностях рабочего класса, о том необычайном подъеме, с которым пролетариат разоренной крестьянской страны уверенно идет по пути строительства социализма. В этом колоссальная историческая роль Волховстроя»

Председатель ВСНХ Валериан Владимирович Куйбышев

Великая отечественная война

В октябре 1941 года, при подходе к ГЭС немецких войск, оборудование станции было демонтировано и вывезено

Река Волхов южнее ГЭС находилась в руках врага, шли упорные бои на Синявинских болотах, снаряды, бомбы и мины падали на корпуса гидростанции, но восстановление Волховской ГЭС шло полным ходом. В мае 1942 года два гидрогенератора смонтировали и пустили в работу.

В это же время в Ленинграде энергетики разрабатывали план восстановления и частичной реконструкции Волховских линий 110 кВ и линии 35 кВ, а также прокладки кабеля через Ладожское озеро.

Сооружение всех объектов электропередачи Волховская ГЭС — Ленинград, включающей три подстанции, более 200 км воздушных линий, 5 ниток подводного кабеля, выполнили за 45 дней вместо определенных Военным Советом 56 дней. Ответственным за все работы назначили главного инженера «Ленэнерго» Сергея Васильевича Усова.

Трудность заключалась в том, что прокладка кабеля под водой производилась только ночью. Близость линии фронта делала любые операции с кабелем в дневное время опасными.

23 сентября 1942 года энергетики осажденного Ленинграда совершили почти невозможное — приблизительно в 9:40 утра в город вернулось электричество

Это поставило электроснабжение Ленинграда на твердую основу, позволило включить в сеть большую группу заводов, расширить трамвайное движение. Энергетическая блокада была прорвана благодаря подвигу энергетиков. С 23 сентября 1942 года и до конца 1943 года Волховская ГЭС передала в Ленинград более 25 млн кВт·ч электроэнергии.

Кабель, который планировали проложить по дну Ладожского озера, изготавливался на заводе «Севкабель» под постоянными артобстрелами. Работали в основном женщины и дети. К началу августа 1942 года было готово более 100 км подводного кабеля марки СКС сечением 3×120 мм — «кабеля жизни». Интересно, что в блокадном Ленинграде не нашли подходящую бумагу для изоляции. Вместо нее использовали бумагу с водяными знаками, предназначенную для выпуска денег. Поэтому второе название «кабеля жизни» — «кабель с денежкой».

Выдающийся инженер Графтио

14 декабря 1869 г. — 30 апреля 1949 г.

14 декабря 1869 года в городе Даугавпилс в семье железнодорожника родился будущий великий инженер Генрих Осипович Графтио. Окончил физико-математический факультет Новороссийского университета в Одессе и Петербургский институт Корпуса инженеров путей сообщения.

Затем молодой специалист уезжает на стажировку за границу. На крупнейших заводах Европы и США он знакомится с новейшими образцами парогенераторов, турбин, электродвигателей. По возвращении в Россию Графтио разворачивает активную деятельность, направленную на ускоренное развитие отечественной гидроэнергетики и электрификацию железных дорог.

Графтио спроектировал и организовал движение электрического трамвая в Петербурге по нескольким маршрутам. Первую линию протяженностью чуть более двух километров открыли 29 сентября 1907 года

Тогда же под его руководством построена центральная электростанция с тремя паровыми турбинами, пять электроподстанций, три вагонных парка, проложено более 100 километров линий электрических контактных проводов и оборудовано более 100 моторных трамвайных вагонов.

После смены власти весной 1918 года Генрих Графтио возглавил Электрожелдор — управление в составе Наркомпути, разрабатывавшее план электрификации железнодорожных магистралей страны.

Через два года он стал одним из вдохновителей Комиссии государственной электрификации России, созданной под патронатом Ленина, и непосредственным автором разделов плана ГОЭЛРО «Электрификация и транспорт» и «Электрификация Кавказского района».

Работу по сооружению гидроэлектростанций Графтио сочетал с научными исследованиями. Во время Великой Отечественной войны 1941–1945 годов занимался эвакуацией в Среднюю Азию и вводом в строй энергетического оборудования. Вернувшись в Ленинград, активно участвовал в процессе восстановления энергетического потенциала города.

Главное детище и гордость Генриха Графтио — Волховская ГЭС в Ленинградской области. Строительство гидроэлектростанции длилось с перерывами восемь лет. Опыт по возведению Волховской станции был продолжен и развит Графтио на строительстве Нижне-Свирской ГЭС

Умер Генрих Графтио 30 апреля 1949 года в Ленинграде. Похоронен на Большеохтинском кладбище Санкт-Петербурга. Надгробный памятник украшен изображениями и датами основных строек его жизни.

Все свои творения инженер посвящал своей музе — любимой жене Антонине Адамовне. Она — полька знатного рода, прекрасно знала 5 языков и бухгалтерию. Для Графтио жена и секретарь, и референт, и менеджер в современном понимании слова. На стройке ее боялись и уважали не меньше инженера, а сам Генрих Осипович даже не курил при ней свою знаменитую трубку.

Графтио старался приурочить открытие всех своих ГЭС к 19 декабря — к дате бракосочетания, как знак своей любви и преданности.

Волховская ГЭС сегодня

Став первенцем ГОЭЛРО и поддержав Петербуржцев в тяжелые годы блокады, станция и сейчас является важным энергоузлом, обеспечивающим надежное электроснабжение потребителей Ленинградской области

Особенно яркие периоды в современной жизни станции — середина 90-х годов и конец 2000-х. В 90-х годах были заменены гидроагрегаты № 6, № 7, № 8 — на современные и мощные — по 12 МВт. Еще один новый гидроагрегат № 1 на 12 МВт введен в эксплуатацию в 2009 году — весьма современный по мировым меркам, с системой автоматического управления. С 2013 года такими системами оснащаются все гидроагрегаты.

В рамках модернизаций разных лет выполнена реконструкция водосливной плотины, введена в эксплуатацию диспетчерская телемеханическая система, заменены устаревшие регуляторы скорости турбин, два главных трансформатора. Сейчас разрабатывается проект реконструкции щитового отделения.

Волховская ГЭС входит в состав Каскада Ладожских ГЭС (вместе с Нижне- и Верхне-Свирской ГЭС, пущенными в 1933 и 1952 годах соответственно).

Установленная мощность Волховской ГЭС — 86 МВт, а среднемноголетняя выработка электроэнергии — 382,5 млн кВтч.