Лучшие в деле

Мы уже познакомились с тем, как работает ТЭЦ, проникли в самые потаенные места ГЭС, но все механизмы и процессы в энергетики невозможны без присутствия человека.

На электростанциях «ТГК-1» трудится 6,5 тысяч сотрудников. У них разные специальности, они работают в разных городах и регионах, но все делают единое дело — обеспечивают свет и тепло в домах и на предприятиях. Можете не сомневаться: каждый из них — лучший в своем деле!

Топливо-транспортный цех

Процесс теплоснабжения начинается с топлива. Практически все электростанции ТГК-1 работают на газе. Исключение Апатитская ТЭЦ — на угле и Мурманская ТЭЦ — на мазуте. И уголь, и мазут доставляются железнодорожным транспортом — вагоны и цистерны мчатся через страну на север, здесь их ждут специалисты топливо-транспортных цехов.

Кириллу Прыгуну, сливщику-разливщику Мурманской ТЭЦ, всего 20 лет. Он еще учится и сознательно решил осваивать профессию энергетика с самых низов. Каждую смену он встречает цистерны с мазутом, разогревает их, чтобы топливо перекачивалось в резервуары и контролирует процесс разгрузки составов. Без физической выносливости, аккуратности и внимательность здесь не обойтись.

Котлотурбинный цех

На всех теплоэлектроцентралях главное подразделение — котлотурбинный цех. Чтобы работать здесь, нужно иметь большой багаж технических знаний, а первые шаги новые сотрудники делают под пристальным контролем наставников. Получая новые знания, специалисты проходят длинный производственный путь, иногда более года.

Евгений Машков, старший машинист энергоблока Южной ТЭЦ

На рабочем месте машиниста энергоблока ТЭЦ, управляющего котлами, турбинами и генераторами, 12 мониторов. С помощью современных систем автоматизации производственных процессов он знает все о самочувствии и настроении оборудования. За всеми показателями нужен постоянный контроль.

Конечно, автоматизация не отменяет обходы — механизмам тоже нужно внимание.

Сергей Китаев, старший машинист энергоблоков ЭС-1 Центральной ТЭЦ

Задача машиниста - вести режим работы электростанции по графику, который задает Системный оператор. Поступили новые команды, поменялась погода — значит, нужно скорректировать нагрузку.

Юрий Островко, машинист центрального теплового щита Петрозаводской ТЭЦ

Цех тепловой автоматики и измерений

Золотые руки и светлые головы — вот главные требования к тем, кто трудится в цехе тепловой автоматики и измерений. За сложным названием таится не менее сложная работа: обслуживание и ремонт различной автоматики, которая контролирует давление, пар и другие показатели теплосилового оборудования. Задача таких приборов — контроль и мониторинг, а в случае сбоев и внештатных ситуаций — защита и предупреждение.

Алексей Шматко, ведущий инженер цеха тепловой автоматики и измерений Первомайской ТЭЦ

Сергей Юркевич, электрослесарь по ремонту и обслуживанию устройств тепловой автоматики электростанции Петрозаводской ТЭЦ:

«На Петрозаводской ТЭЦ установлено 35 колонок, данные поступают со всех котлов и турбин в онлайн-режиме, измеренные величины передаются на компьютер, за любой период времени их можно открыть и посмотреть интересующий параметр».

Электроцех

Людей этой профессии называют «белой костью» — это релейщики. Если сравнивать энергетику с организмом человека, то релейная защита — это нервные окончания, которые реагируют на все изменения вокруг. Для того, чтобы стать специалистом релейной защиты, нужно обладать большим объемом знаний в различных сферах, склонностью к аналитической работе, знать работу всего оборудования, особенности режимов.

Задача релейной защиты — защитить энергосистему путем быстрого отключения поврежденного оборудования.

Андрей Зайцев, начальник электротехнической лаборатории электрического цеха Выборгской ТЭЦ

Сергей Смирнов, старший мастер электротехнической лаборатории электроцеха ЭС-2 Центральной ТЭЦ:

«Работы у старшего мастера много, занимаемся проверкой релейной защиты, автоматических блокировок, проводим испытания оборудования — кабелей, ячеек. Без релейной защиты в энергетике никак. Мы должны понимать и читать схемы, с годами в этом приходит опыт. В нашей работе, в работе релейщика, самое главное — внимательность. В любом деле важны нюансы, это и делает профессионала профессионалом, когда человек работает и разбирается в нюансах. Знания дают в институте, но нужно отработать на одном месте много лет, чтобы знать особенности производства».

Аварийно-ремонтная служба

Кажется, название говорит само за себя. Специалисты аварийно-ремонтных служб всегда спешат на помощь! Быстро устранить неполадки, починить оборудование, провести техническое обслуживание механизмов — и не только днем, но и ночью. Их знания, опыт работы с конкретными деталями ценятся на вес золота.

Алексей Мокеев, слесарь аварийно-ремонтной службы Северной ТЭЦ

Химический цех

Да-да. Мы вынуждены признать, что на ТЭЦ тоже химичат. И делают это профессионально. Инженеры химических цехов отличают коагулянты от флотаторов, знают разницу между обратным осмосом и дистилляцией. Для котлов и турбин они — ангелы-хранители: проверяют масла и топливо, защищают от коррозии, вместо витаминов дают нужные реагенты, следят за pH — одним словом, холят, лелеют и берегут оборудование!

Анастасия Леликова, инженер химической лаборатории Выборгской ТЭЦ:

«В лаборатории мы проводим анализ воды: алюминий, железо, кремний, рН, нефтепродукты, щелочность, жесткость, окисляемость — более 100 показателей. Например, от уровня железа зависит коррозия внутреннего покрытия труб. То есть мы по сути бережем оборудование. Помимо воды мы проверяем качество масла и топлива».

Евгения Курафеева, лаборант химического анализа химического цеха Автовской ТЭЦ:

«Мне нравится работать в коллективе химического цеха и сознавать, что мой труд не напрасен, он необходим для жителей нашего северного города, тем более, что энергетика в современном мире — основа благополучия!»

Если ТЭЦ — это большие организмы, которые обслуживают сотни человек, то гидростанции ТГК-1 — совсем другое дело. На время ремонтов здесь высаживается десант различных специалистов, но в обычном режиме вся забота об оборудовании на начальнике смены станции и дежурном электромонтере.

Начальник смены станции в первую очередь выполняет задания диспетчеров Системного оператора по нагрузке — когда и сколько электроэнергии вырабатывать. В руках у главного на смене всегда телефон — команда может поступить в любую секунду.

Владимир Дроздов, начальник смены станции Княжегубской ГЭС

Глаза начальника смены — дежурный электромонтер. И то, что его сила не только в голове, но и в выносливых ногах, доказано любыми фитнес-браслетами. В смену дежурный проходит до 15 000 шагов, а в грозы, град и ураганы все 20 000! Смотреть за исправностью оборудования, проводить периодические обходы, следить за уровнем масла, записывать параметры, контролировать отметки верхнего и нижнего бьефа и днем, и ночью, проводить переключения — вот лишь небольшой груз дел, который лежит на надежных плечах.

Андрей Кашеваров, дежурный электромонтер Нижне-Свирской ГЭС

На некоторых ГЭС в ночное время находится всего один человек.

Евгений Игишев, дежурный инженер станции Кондопожской ГЭС:

«Суть моей работы — управление всем оборудованием станции. У меня нет права на ошибку, я работаю один в ночные смены. Отработать правильные действия нам помогают тренировки, которые на станции проводятся регулярно».

И на гидростанции все механизмы тоже любят внимание.

Дмитрий Иванов, инженер по организации эксплуатации и ремонту Беломорской и Выгостровской ГЭС:

«Я могу по звуку определить, как работает турбина, порой и вне здания ГЭС».

Слесари и станочники широкого профиля — одна из востребованных специальностей в энергетике. Токарные, фрезерные, сверлильные, заточные станки — всё это есть на каждой станции.

Сергей Петухов, станочник широкого профиля Путкинской ГЭС

Обслуживание и ремонт гидромеханического оборудования — турбин, насосов маслонапорных установок, систем отопления, кранов, затворов — это делают слесари по ремонту.

Владимир Жадан, слесарь по ремонту гидротурбинного оборудования Кривопорожской ГЭС

Евгений Матвеенко, электрослесарь по ремонту электрооборудования электростанции Нива ГЭС-2:

«Я чиню электродвигатели — их на станции не один десяток. Также ремонтируем и прокладываем кабели, меняем соединительные муфты. Много электрооборудования у нас расположено в напорном бассейне верхнего бьефа — например, электросборки, которые питают лебедки».

А еще здесь работает… желтая подводная лодка! Это робот-водолаз, он позволяет визуально определять существующее состояние гидротехнических сооружений не хуже водолазного специалиста, а в какие-то моменты даже лучше, потому что мы имеем точную и достоверную картинку и можем сами по видеозаписи, которая производится в результате погружения, посмотреть и четко оценить состояние оборудования. А управляет роботом начальник гидроцеха Дмитрий Пех.

Начальник гидроцеха Каскада Ладожских ГЭС Дмитрий Пех и моторист Верхне-Свирской ГЭС Алексей Тикко работают с роботом-водолазом

Есть на ГЭС и место романтике. Это, конечно, не яхта и парус — но волны, корабли и острова — в достатке. Например, на Верхне-Свирской ГЭС для контроля акватории и провода через водосброс плавучих островов используется катер.

Добраться до наших удаленных гидростанций — задача не из простых. Сильные ветра, снегопады, гололед порой перекрывают дороги.

«Мы живем и работаем в очень суровых условиях. У нас есть два ветра: северный несет сильные снегопады, когда ты можешь несколько дней не попасть домой с работы и оказаться в плену вместе со всей дорожной техникой, и южный, который несет сильные морозы. Чтобы здесь жить и работать, нужна сила воля, желание жить, поэтому люди у нас сильные духом, доброжелательные, а коллектив сплоченный. Взаимовыручка, уважение не пустые слова для нас. Поэтому работать в таком коллективе удовольствие».

Казалось бы, стоит станция 50 лет, что в ней нового. Всё монотонно и одинаково изо дня в день. Но у энергетиков, как у погоды, не бывает двух одинаковых смен.

Виктория Богданова, дежурный инженер станции Беломорской и Выгостровской ГЭС:

«Каждую смену выполняются осмотры оборудования, под запись в журнал. Обычно осмотр длится около часа и проводится несколько раз за смену. Поскольку я работаю на двух станциях — Беломорской и Выгостровской, в моей работе нет монотонности».

Энергетики работают то на одной станции, то на другой. И пейзажи вокруг — повод быть не только творцом электроэнергии, но и творцом прекрасных работ. Например, Дмитрий Иванов, инженер по организации эксплуатации и ремонту Беломорской и Выгостровской ГЭС, победитель конкурса фотографий, который ТГК-1 проводит среди своих сотрудников.

По дороге от Беломорской к Выгостровской ГЭС культовое место Карелии — Беломорские петроглифы.

Несколько тысяч лет назад древние люди выбили на скалах сотни рисунков — про свою жизнь (охота, рыбалка, природа вокруг). А вот обходов оборудования среди сюжетов нет.

И как только люди жили без электричества?!