Генрих Графтио — человек, покорявший реки
По материалам лекции Н. Б. Риктер 7.10.2019
На одном из старейших некрополей Санкт-Петербурга — Большеохтинском кладбище — есть скромное захоронение, где покоится человек, отвечавший за энергетику нашей страны до середины XX в. В его честь названы улицы и посёлки, установлены мемориальные доски. Мы знаем о нём всё и не знаем ничего, ведь мемуары, воспоминания, отрывочные сведения растворены в обилии литературы или вовсе не изданы. Но мы всё-таки постараемся узнать, что за человек был Генрих Графтио — человек, покорявший реки.
Генрих Осипович Графтио родился 26 декабря 1869 г. в городе Динабург (сейчас — Даугавпилс) в семье потомственного инженера-путейца. Он был из дворянского рода, корнями уходящего в Нидерланды: его дед, оказавшись в конце XVIII в. в Петербурге, принял российское подданство.
Генрих, окончив гимназию в Симферополе, получил два высших технических образования: 1892 г. на физико-математическом факультете в Новороссийском университете, а в 1896 г. — в петербургском институте Корпуса инженеров путей сообщения. Затем он на пять лет покинул Россию для получения практического опыта в Европе и США, чтобы потом применить его в своей стране.
Вернувшись на родину, Графтио разрабатывал многочисленные новаторские инженерные проекты. Практически все они получали одобрение, но из-за неподходящей финансовой или политической ситуации большинство из них ложилось «в стол». Пожалуй, главное слово, характеризующее Генриха Осиповича в это время — терпение. Но в 1917 году он практически разуверился, что сбудется его детская мечта. А мечтал Графтио о скоростных поездах. И понимал, что для этого нужна дешёвая электрическая энергия. Соответственно, нужно построить станции, вырабатывающие энергию.
Мечта о поездах так или иначе воплощалась в разных вариациях. Например, Графтио разработал проект сооружения наземного «железнодорожного метрополитена» от Балтийского вокзала до железнодорожной станции Удельная. А в 1907 году инженер спроектировал и организовал движение электрического трамвая в Петербурге. 29 сентября открылся маршрут протяжённостью чуть более двух километров, от Адмиралтейской площади по Конногвардейскому бульвару, затем через Николаевский мост на Васильевский остров и дальше по 8-й линии до Большого проспекта. Примечательно, что первый трамвай вёл сам Генрих Осипович. И когда стали спрашивать, а кто вагоновожатый, по толпе прошелестело: «Какой-то граф Тио…».
Кстати, второй раз (и этот эпизод отражён в советском фильме 1979 г. «Инженер Графтио» с Анатолием Папановым в главной роли) его фамилия сыграла с ним аналогичную шутку перед началом строительства Волховской ГЭС, когда местные жители удивлялись, что какой-то граф Тио открывает им митинг.
Надо заметить, что Графтио был абсолютно аполитичен, до революции не участвовал ни в каких сходках и митингах и к 1917 году подошёл с репутацией человека, совершенно не интересующегося политикой. По иронии судьбы, именно политические события изменят его судьбу.
Графтио было уже почти 50 лет, когда его вызвали в Совнарком и предложили заняться реализацией давней мечты: постройкой ГЭС. Интересно, что Генрих Осипович поначалу отказался. Ведь если проект, который был готов ещё до 1910 года, не был осуществлён до 1914 года, то как его реализовать в условиях гражданской войны? Изменить решение его уговорила супруга.
«За спиной каждого великого мужчины стоит великая женщина» — гласит английская пословица. Жену и музу Графтио звали Антонина Адамовна, но Генрих Осипович всегда называл её Тоней. Неизвестно, где они познакомились (возможно, это случилось на одной из его публичных лекций) и где и когда венчались (называют и 1907, и 1912 годы.). Злые языки поговаривали, что без Антонины Адамовны не принималось ни одно решение, а объекты сдавались либо в день её рождения 22 декабря, либо в день бракосочетания 19 декабря.
Известен случай, когда на стройке Волховской ГЭС у Генриха Осиповича слетело обручальное кольцо и упало в раствор бетона. Графтио пообещал большое денежное вознаграждение тому, кто это кольцо достанет. Кольцо было найдено и возвращено владельцу.
При супруге, которая очень пеклась о здоровье мужа, Графтио не решался курить свою любимую трубку финского образца.
Антонина Адамовна училась в гимназии Оболенской вместе с Н. К. Крупской, знала пять языков и бухгалтерское дело. Помогала мужу составлять сметы. При строительстве Волховской ГЭС она была официально принята на должность личного секретаря «без оклада и пайка» и до последнего дня Генриха Осиповича являлась его незаменимой помощницей.
«Можно ли представить себе более дерзновенный проект в этой огромной равнинной, покрытой лесами стране, населенной неграмотными крестьянами, лишенной источников водной энергии, не имеющей технически грамотных людей, в которой почти угасла торговля и промышленность?» — писал Герберт Уэллс и… ошибался.
Немалая заслуга принадлежит именно Генриху Графтио с его одержимостью идеей, исполнительностью, пунктуальностью и отношением к делу. Он говорил: «Качество должно иметь только один сорт — первый, и гидроэлектростанция должна стоять также незыблемо как египетские пирамиды». И ведь стоит же сих пор, бесперебойно служат людям! И Волховская, и Нижне-Свирская, заработавшая на полную мощность почти на 10 лет позже, получившая имя Графтио.
В Ленинграде и Перми появились улицы имени Графтио, были установлены мемориальные доски. В Молдавии и Казахстане были посёлки, названные в честь человека, «зарядившего» страну.
Хотелось бы, чтобы о Генрихе Осиповиче вспоминали не только в какие-то круглые даты. Видя трамвай, включая электрические лампочки, вспоминайте о тех людях, благодаря которым в нашей жизни появился этот комфорт.