Каждого жителя большого города окружает огромное количество запахов: пахнет раскаленный асфальт летним днем, пахнет метро, пахнут порты, парки, узкие улицы и широкие шумные трассы. Пахнут железнодорожные станции, вокзалы, склады и огороженные высоким забором промышленные площадки.
Однако, как говорят историки архитектуры и урбанисты, город меняет свой запах — и сегодня очевидно обозначается тенденция на «чистоту».
Одно из крупнейших промышленных предприятий «столицы Заполярья» — Мурманская ТЭЦ — уже 80 лет обеспечивает теплом и электричеством почти всех жителей города. И если в начале ХХ века во время реализации плана ГОЭЛРО энергетиков волновало, как дать тепло и свет в каждый дом, то в XXI веке пришло время уделить внимание и чистоте.
История с мазутом
Топливом для тепловых электроцентралей может быть уголь, мазут и газ. Технологической особенностью Мурманской ТЭЦ является ее работа на мазуте — жидком топливе, получаемом из нефти.
Что мы знаем о мазуте? При нормальных условиях мазут имеет желеобразную консистенцию, а в мороз и вовсе твердеет. Топливо приходит на станцию в железнодорожных цистернах и слить его оттуда – непростая задача, особенно зимой. До недавнего времени энергетики применяли открытую систему слива мазута — так называемое «размораживание» и дальнейшую очистку мазутных бочек паром, или «пропаривание». Вот тут-то и возникал характерный запах, который можно было учуять в Мурманске наряду с запахом «стылого моря и серьезного рыбного дела».
Внедрение технологии закрытого слива мазута
В 2017 году Мурманская ТЭЦ и «ТГК-1» заключили с Правительством Мурманской области Экологическое соглашение по реализации проектов в сфере охраны окружающей среды Мурманска. Одним из пунктов Соглашения стало внедрение системы закрытого слива мазута —а следовательно, уменьшение «характерного запаха» черного топлива.
В течение двух лет энергетики фактически с нуля отстраивали новую схему использования и подготовки топлива на Центральной ТЭЦ и Южной котельной Мурманской ТЭЦ. Она не только позволяет избежать появление неприятного запаха, но и обеспечивает высокую энергоэффективность за счет низких теплопотерь.
Раньше требовался разогрев корпуса цистерны и топлива паром, что требует большого расхода тепла. После этого открывали вентиль цистерны, и мазут самотеком поступал в хранилище. От контакта с паром и воздухом в окружающую среду попадал меркаптан, а пар обводнял топливо, чем ухудшал его качество.
Новая схема использует другой порядок:
1. Стартовую емкость наполняют небольшим количеством горячего мазута
3. Попадая в цистерну, нефтепродукт слоями разогревает основную массу топлива
2. Нагретый мазут из емкости подается по трубам в цистерну
4. Когда мазут достигает температура текучести, его сливают в резервуарный парк герметичным способом
Благодаря закрытой схеме слива и автоматизации процесса значительно улучшаются условия труда персонала, а процесс отвечает самым современным требованиями противопожарной безопасности. Довольны и железнодорожники – цистерны теперь очищаются значительно лучше.
Оборудование для севера новое, пока оно проходит испытания в заполярном климате. Поэтому было принято решение эстакады переоборудовать частично.
Так, на Южной котельной из 20 линий новой технологией оборудованы только 10, а на Центральной ТЭЦ из 13 действующих сливных эстакад – 6. Такое решение позволяет станции работать во время суровых северных морозов.
Строительство очистных сооружений
В 2015 году энергетики Мурманской ТЭЦ начали проект реконструкции очистных сооружений Восточной и Южной котельных, а также Центральной ТЭЦ. В состав производственных сточных вод входят жидкости, образующиеся после различных промывок и использующиеся в технологических процессах.
Комплекс очистных сооружений предусматривает многоступенчатый путь, который состоит из отстаивания, обработки реагентами, осушения осадка, тонкой фильтрации, поглощения и очистки от тяжелых металлов с применением угольных фильтров, глубокой очистки от нефтепродуктов и органических соединений, удалении хлора и обеззараживания. Для избавления от солей применяется технология обратного осмоса – вода под давлением проходит через полупроницаемую мембрану, которая пропускает жидкость, а растворенные частицы – нет.
Благодаря такой сложной и многоуровневой фильтрации компания снижает экологическое воздействие на акваторию Кольского залива (Южная котельная), реки Роста (Восточная котельная) и Варничного ручья (Центральная ТЭЦ). После очистки производственных и ливневых сточных вод соответствуют нормативам и оказывают минимальное воздействие на природные водные объекты.
Реальные изменения к лучшему
Значимость проекта подтверждается вниманием к этой теме руководителей региона. 24 июля 2019 года врио губернатора Мурманской области Андрей Чибис и генеральный директор ПАО «ТГК-1» Алексей Барвинок посетили Мурманскую ТЭЦ. Работники продемонстрировали работу системы закрытого слива мазута на Центральной ТЭЦ и комплекс очистки производственных и сточных вод.
— Сегодня все три источника теплоснабжения Мурманской ТЭЦ оснащены современными комплексами водоочистки. Введенная на предприятии система закрытого слива мазута играет важную роль в повышении комфорта жизни мурманчан, — отметил генеральный директор ПАО «ТГК-1» Алексей Барвинок.
Следующим шагом на пути к комфортному и экологичному городу может стать уход на другой вид топлива – на смену тяжелому мазуту может прийти самый чистый ископаемый углевордород – природный газ.
Временно исполняющий обязанности губернатора Мурманской области Андрей Чибис сообщил журналистам, что регион в целом ежегодно потребляет 1 млн тонн мазута, и необходимо планомерно снижать использование этого дорожающего топлива, чтобы в течение пяти лет перевести с мазута крупнейшие котельные региона и снизить потребление мазута минимум на 67%.