22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, а 8 сентября 1941 года гитлеровские войска заняли Шлиссельбург и завершили окружение Ленинграда.
900 дней героизма и мужества, невыразимых страданий, трагизма и небывалой стойкости начал отсчитывать ленинградский метроном. Кольцо блокады стало двойным – уже в августе были потеряны все гидроэлектростанции и Дубровская ГРЭС. Прервалась передача электроэнергии с Волховской ГЭС, основное оборудование которой в октябре 1941 года было демонтировано и вывезено на Урал и в Среднюю Азию. На станции остались в работе два вспомогательных гидроагрегата по 1000 кВт, работавшие для железнодорожного узла Волховстрой и воинских частей.
Военное положение
Демонтаж оборудования произвели за рекордные сроки. Остались только два вспомогательных агрегата, которые питали железнодорожную станцию Волховстрой. Совсем небольшие генераторы – по 1000 кВт. Их мешками с песком обкладывали – боялись, что при бомбежке пострадают. А бомбили постоянно. Надо ведь еще понимать, работали тут, можно сказать, дети. Ребята и девушки возрастом по 14-15 лет
Павел Червочков, старший начальник смены Волховской ГЭС
В самом Ленинграде подвоз топлива к городским электростанциям прекратился. Часть оборудования также была демонтирована и отправлена в тыл для энергоснабжения эвакуированных предприятий. Многие энергетики ушли на фронт, а оставшиеся в условиях голода и холода продолжали работать, обеспечивая выработку возможного количества электроэнергии.
Осенью 1941 года городские электростанции почти в полтора раза увеличили выработку электроэнергии, обеспечивая работу оборонных предприятий города для нужд Ленинградского и Московского фронтов. Были израсходованы почти все и так небольшие запасы топлива, имеющиеся в городе. Поэтому уже в декабре производство электро- и теплоэнергии резко снизилось, что привело к жесткому их лимитированию для всех потребителей.
В результате энергетической блокады первая блокадная зима стала самой страшной – остановились трамваи и троллейбусы, в домах исчезли электрический свет и тепло, практически перестал работать водопровод, и все в условиях жесточайших морозов. Имея подробную карту города, фашисты целенаправленно бомбили все объекты жизнеобеспечения.
Прямое попадание в здание «Ленэнерго»
Боевое крещение Дома ленинградских энергетиков произошло при бомбежке центра Ленинграда.
Первые бомбы на Марсово поле немцы сбрасывают в сентябре 1941-го, а 6 ноября боевое крещение получает Дом ленинградских энергетиков. Все здание затряслось от гигантского удара, но взрыва не последовало. Бомба весом 250 кг оказалась замедленного действия, и взрыв прогремел позже, когда ее выносили на Марсово поле. Три этажа словно подняло в воздух, но фасадная стена устояла, только вспучилась на 50 см. Мемориальную доску с именами пяти погибших героев установили в вестибюле здания (в настоящее время она демонтирована и хранится в Музее истории энергетики Северо-Запада).
В условиях такого назойливого внимания фашистов к предприятиям энергосистемы велись работы по маскировке и светомаскировке. По эскизам архитекторов Архитектурного Управления Ленсовета на всех городских станциях появились «жилые кварталы» с зелеными насаждениями, распланированные и увязанные с соседними реальными кварталами. Дымовые трубы, хорошо просматриваемые с воздуха и демаскирующие электростанции, были сняты.
На одной из станций на окраине города были применена идея сокращения объемов и высот зданий при помощи раскрашенных полотнищ, уменьшающих и искажающих тени сооружений. Обширные территории складов торфа были замаскированы зеленым ковром под пашни и луга посевом овса и других быстро растущих трав на штабелях торфа и раскраской ложных дорог. Ложные домики из дров создавали полную иллюзию деревенской идиллии.
Работники электростанций собирали остатки топлива с эвакуированных или бездействовавших предприятий, разбирали деревянные дома. Остановилось движение электротранспорта, прекратились подача воды, освещение домов и улиц. 25 января 1942 года – самый тяжелый день энергетики Ленинграда: во всей энергетической системе работала только ГЭС-1 (ныне Электростанция №1 Центральной ТЭЦ ПАО «ТГК-1»), неся нагрузку всего в 3000 кВт. Топлива оставалось на несколько дней. Электроэнергию получали только хлебозавод, госпиталь и Смольный.
Зимой 1941 – 1942 годов котел № 3 электростанции «Красный Октябрь» (выведена из эксплуатации в 2010 году, замещена новой станцией — Правобережной ТЭЦ ПАО «ТГК-1») был переделан под сжигание фрезерного торфа, который имелся на торфопредприятиях Всеволожского района. Работа по реконструкции велась под руководством директора станции Абрама Михайловича Маринова и начальника котельного цеха Иосифа Петровича Александрова, наладку котла с топкой Т.Ф. Макарьева провел инженер энерголаборатории Сергей Степанович Зайцев. Пуск этого котла дал возможность повысить нагрузку электростанции до 21 – 22 тыс. кВт из 23 – 24 тыс. кВт, вырабатываемых системой. 31 марта 1942 года началось движение грузовых трамваев, а с 15 апреля – 6 маршрутов пассажирского трамвая.
Кабель жизни
В это же время в Ленинграде энергетики разрабатывали план восстановления и частичной реконструкции Волховских линий 110 кВ и линии 35 кВ, а также прокладки кабеля через Ладожское озеро.
Возведение объектов электропередачи Волховская ГЭС-Ленинград (Ладожской), которая включала 3 подстанции, около 200 км воздушных линий, 5 ниток подводного кабеля, общими усилиями выполнили за 45 дней вместо планируемых 56 (этот срок был определен Военным Советом Ленинградского фронта). Всеми работами руководил главный инженер «Ленэнерго» Сергей Васильевич Усов.
Главная сложность заключалась в том, что кабель было возможно прокладывать только ночью. Близкая линия фронта делала опасными любые работы с кабелем днем. Это подтвердилось 30 октября 1942 года при прокладке пятой нитки кабеля, когда в результате дневного налета авиации фашистов погибли люди, а суда и кабель получили повреждения.
Еще одной трудностью являлось то, что применять традиционные методы прокладки подводного кабеля не представлялось возможным. Кабельщики «Ленэнерго» И.И. Ежов и Н.С. Туманов придумали и реализовали новый способ, который заключался в предварительном монтаже всей длины кабельной вставки в 22,5 км (более 40 барабанов) в укромном месте в бухте Морье на Ладожском озере на железной барже водоизмещением 800 т, далее в одну проходку по озеру (1-я и 5-я нитки были уложены в две проходки) со скоростью судов 2-2,5 км/ч, кабель укладывали на озерное дно на глубине 18-20 м. На баржу с монтажной площадки кабель вручную подавался женщинами.
Прорыв блокады
23 сентября 1942 года энергетики осажденного Ленинграда совершили почти невозможное — приблизительно в 9:40 утра в город вернулось электричество
Это поставило электроснабжение Ленинграда на твердую основу, позволило включить в сеть большую группу заводов, расширить трамвайное движение. Энергетическая блокада была прорвана благодаря подвигу энергетиков. С 23 сентября 1942 года и до конца 1943 года Волховская ГЭС передала в Ленинград более 25 млн кВт·ч электроэнергии.
Кабель, который планировали проложить по дну Ладожского озера, изготавливался на заводе «Севкабель» под постоянными артобстрелами. Работали в основном женщины и дети. К началу августа 1942 года было готово более 100 км подводного кабеля марки СКС сечением 3х120 мм — «кабеля жизни». Интересно, что в блокадном Ленинграде не нашли подходящую бумагу для изоляции. Вместо нее использовали бумагу с водяными знаками, предназначенную для выпуска денег. Поэтому второе название «кабеля жизни» — «кабель с денежкой».
На льду Ладожского озера сооружена «Ледовая линия»
В январе 1943 года на льду Ладожского озера сооружена «Ледовая линия» для увеличения пропускной способности Ладожской электропередачи и уменьшения потерь электроэнергии.
Для увеличения пропускной способности Ладожской электропередачи и уменьшения потерь электроэнергии, обеспечения ее надежности и бесперебойной работы, в январе 1943 г. была сооружена непосредственно на льду Ладожского озера «Ледовая линия» 60 кВ длиной примерно 30 км. Строительство, длившееся двенадцать дней, велось одновременно со стороны западного и восточного берегов по направлению к середине озера. Кабель строители подвешивали к деревянным облегченным опорам, основы которых вмораживали в лед озера. Передача электроэнергии по воздушной линии позволила увеличить напряжение до 60 кВ и повысить передаваемую мощность до 28500 кВт. «Ледовая линия» существовала 68 дней, а была демонтирована лишь когда начали таять снега.
В мае 1943 г. соорудили новую высоковольтную линию электропередачи 110 кВ Волхов – Ленинград с переходом через Неву на сваях старого железнодорожного моста. После полного снятия блокады был смонтирован постоянный, так называемый Шлиссельбургский, переход через Неву.
Это поставило электроснабжение Ленинграда на твердую основу, позволило включить в сеть большую группу заводов, расширить трамвайное движение. Энергетическая блокада была прорвана благодаря подвигу энергетиков. С 23 сентября 1942 года и до конца 1943 года Волховская ГЭС передала в Ленинград более 25 млн кВт·ч электроэнергии.
18 января 1943 года прорвана Блокада Ленинграда
18 января после ожесточенных боев в районе Шлиссельбурга прорвана блокада Ленинграда. И уже 24 января выходит приказ № 21 по «Ленэнерго», предписывающий начать подготовку уцелевшего оборудования к приему теплофикационной нагрузки.
В 1944 году со дна Ладоги подняли «кабель жизни» и использовали пригодную его часть для ремонта городских линий на напряжение 6 кВ — частично «кабель с денежкой» проложили под Невским проспектом.