К этому событию мы подготовили большой материал с информацией про историю станции, свидетельствами ветеранов и рассказами сегодняшних работников ГЭС.

Строительство Кондопожской ГЭС было включено в план электрификации всей страны ГОЭЛРО по личному распоряжению Ленина – стране советов требовалась бумага. Однако история станции берет свой отсчет раньше, еще до революции. 

Идея Токарского

В небольшом селении Кондопога будущий промышленный центр Карелии первым увидел инженер-технолог Михаил Антонович Токарский. Он не только придумал, составил и экономически обосновал проект развития этого района, но и реализовывал задуманное.

Еще в конце XIХ в он обращает свое внимание на удачное расположение рек и озер близ деревни Кондопога, а в 1899 году издает книгу: «Водяная сила близ селения Кондопога Олонецкой губернии, Петрозаводского уезда», где приводит технические данные, размеры и экономические условия для применения в заводском деле.

В книге М. А. Токарский пишет:

«В настоящее время какого-либо потока, обладающего непосредственной видимой силой близ деревни Кондопога не имеется... Описываемая нами сила может возникнуть путем производства двух гидротехнических работ.

  1. Прорытие канала между озером Нигозеро, отстоящим от Кондопоги около 3 верст и озером Онежским и
  2. Устройство плотины на реке Сандалке у деревни Сопохи, расположенной к северу от Кондопоги в расстоянии около 30 верст.»

Даже в текстах технической документации чувствуется проявление заботы к окружающим людям: «... при этих расчетах не должно упускать из виду следующего обстоятельства: крестьяне отдавая в арендное пользование свою воду, выговорили себе обязательства арендатора, оставить в заграждающей речку Сандалку плотине проток воды достаточный для проведение в действие мельницы с 2 поставами и 2 толчеями».

Далее по тексту приводится подсчет водяной силы будущей электростанции с учетом этого обстоятельства. Таким образом получалось, что «если взять полезное действие турбин 80%, то число эффективных сил Кондопожских двигателей будет 5000 лошадиных сил».

В разделе «Гидротехнические работы» подробно описаны возможные затраты, необходимые для сооружения канала между Нигозером и Онежским озером, плотины, турбин и прочих приспособлений, необходимых для обустройства электростанции.

Среди экономических условий, необходимых для организации производства, М. А. Токарский выделяет очень удобное расположение выбранного места.

«Место предназначающееся для организации Кондопожского предприятия расположено в северном конце Кондопожской губы Онежского озера представляет из себя тихую, обширную гавань, защищенную с юга от открытого Онежского озера рядом небольших островов. Это обстоятельство особенно важно, потому как позволяет ставить здесь на зимовку заводские суда».

В 1903 году товарищество получает лицензию на использование водяной силы в Кондопоге, а Токарский, как его полномочный представитель, — право на 90-летнюю аренду крестьянской земли Кондопожской волости, при условии возведения в течение 5 лет плотины у Сопохи и канала в Кондопоге (позже срок был продлен до 15 лет). Токарский начинает строить плотину в Сопохе и пристань в Кондопожской губе Онежского озера.

Воплощению этого проекта в жизнь помешала грядущая Первая мировая война.

В годы Первой мировой войны назначение станции видели в обеспечении электроэнергией завода азотной кислоты для изготовления пороха. Строительство самой крупной по тем временам в России ГЭС по проекту Генриха Осиповича Графтио началось в 1916 году.  Однако история снова внесла коррективы: Гражданская война и иностранная военная интервенция прервали едва начавшееся строительство.

Первенец гидроэнергетики Карелии

26 апреля 1921 года Совнарком РСФСР принял решение: разместить в Кондопоге на реке Суна центральную электростанцию и бумажную фабрику.

В 1923 году строительство возобновилось и тем самым положило начало освоению и использованию водных ресурсов севера Европейской части страны. Так бумага победила порох.

Головное сооружение с железнодорожным мостом, подводящий канал и напорный бассейн строились на пропускную способность 100 кубических метров воды в секунду. 

Строительство шло в трудных условиях, преимущественно вручную. Тачка и лопата были основным орудием гидростроителей, а главным противником – тяжелые природные условия.

После пуска первой очереди Кондопожской ГЭС встал вопрос о ее расширении за счет использования стока реки Суны, поскольку маленькая по мощности станция не смогла обеспечивать нужды бурного промышленного роста. Было принято решение форсировать строительство второй очереди Кондопожской ГЭС. 

В 1928-1932 годах были проведены топографические и геологические изыскания и составлен проект соединения реки Суны с озером Палье для питания Кондопожской ГЭС через озеро Сандал. Были сооружены земляные дамбы, плотина и канал, соединяющий реку Суна с Пальеозером. 

Строительство второй очереди началось в 1933 году. Для производства работ создали специализированную организацию «Сунагэсстрой». В 1936–1941 годах было построено здание второй очереди Кондопожской ГЭС, к весне 1941 года смонтированы гидроагрегаты. В результате мощность станции увеличилась до 27,5 МВт.

В феврале 1941 года электроэнергия Кондопожской ГЭС стала поступать в Петрозаводск. Станция обеспечивала электроэнергией город и целлюлозно-бумажный комбинат вплоть до самой войны и оккупации.

Особенный человек

История и Кондопоги и ее ГЭС тесно связана с именем Александра Арсентьевича Назарова. Ему довелось строить гидроэлектростанции в рамках плана ГОЭЛРО, начиная с первенца советского гидростроения — Волховской ГЭС. Принимал участие в сооружении Днепровской ГЭС. После Великой Отечественной войны — Пальеозерской, Усть-Каменогорской и Братской ГЭС. В общей сложности он отдал делу электрификации 35 лет.

«Для того, чтобы течение реки Суна направить по другому руслу, требовалось построить целый ряд сложных гидротехнических сооружений: земляные дамбы, ряжевую плотину, железобетонный водосброс, лесоcплавной лоток. Нужно было углубить и расширить Нигозерский канал, подводящие воды Сандала к турбинам Кондопожской ГЭС, построить дорогу через болота и скалы.

В те годы была карточная система. Испытывали недостаток в продовольствии. Хлеб выпекали в русских деревянных печах. Недостающее продовольствие приходилось добывать своими руками... комплектовались бригады рыбаков и охотников. Мы их направляли на промысел с тем условием, чтобы за отсутствующих нормы выработки выполняли рабочие тех участков, за которыми они были закреплены. Рыба, дичь — все это было кстати для котлового довольствия рабочих, проживающих в палатках и землянках. В дальнейшем правительство Карелии помогло нам с приобретением невода и другие рыболовные снасти...

Примитивным, лишенным нормальной механизации оставался труд строителя. На всю стройку был один нивелир (прим. — геодезический инструмент определения разности высот между несколькими точками земной поверхности) и теодолит (прим. — измерительный прибор для определения горизонтальных и вертикальных в строительстве). А поэтому отметки часто приходилось делать на глаз. Повсюду были тачки, носилки да грабарки (прим. — тачки для перевозки земли) и коломяжки с впряженными лошадьми».

Архитектура

Кондопожская ГЭС притягивает к себе взгляды благодаря уникальной архитектуре здания, выполненного из натурального карельского камня и сохранившего свой первозданный вид. В настоящее время оно составляет историческое наследие страны. Герб на башне под оконным проемом радует глаз и в наши дни. 

После войны сохранились купальня на берегу и маленькая электростанция на холостом водосбросе. 

Военный период

С началом военных действий оборудование было эвакуировано, за исключением четвертого малого агрегата мощностью 1,5 МВт. Он был взорван на месте.

Часть оборудования ГЭС эвакуировали по Октябрьской железной дороге через Беломорск на Север, а впоследствии оно оказалось на Каскаде Чирчикских ГЭС в Узбекистане.

После войны на восстановление Кондопожской ГЭС приехала группа специалистов из Ленинграда. Проводилось новое гидротехническое обследование реки Суна.

Осенью 1944 года из Швеции и Финляндии были привезены генераторы и гидротурбины, из Германии – выключатели и реакторы. В феврале 1947 года заработало два генератора, ну а полное восстановление станции закончилось год спустя с пуском третьего и последнего генератора мощностью 4,2 МВт.

Одновременно после войны началось строительство других гидроэлектростанций каскада Сунских ГЭС. Разрушенную Гирвасскую плотину практически возвели заново, по новому проекту 1947 года. Так была построена первая железобетонная плотина в Карелии длиной около 100 метров.

В 1954 году дала первый ток Пальеозерская станция. С появлением в феврале 1959 года ЛЭП 110 кВт сообщением Верхне-Свирская ГЭС – Петрозаводск, соединившей «Ленэнерго» и «Карелэнерго», Кондопожская станция, как и весь Сунский каскад, вошла в единую энергосистему страны.

Кондопожский гидроузел

Состав сооружений: деривационный канал, здание ГЭС, водосброс, грязеспуск, земляные дамбы, напорные водоводы, отводящий канал длиной 126 м, ОРУ 110 кВ. Длина водохранилища 41,7 км, ширина до 6,8, глубина до 58 м. Установленная мощность ГЭС — 25,6 МВт.

По-прежнему пионер

Спустя 90 лет Кондопожская ГЭС работает бесперебойно, отвечая требованиям времени. Установленные на ней современные средства автоматизации обладают высокими техническими показателями, энергоэффективностью, экологичностью, безопасностью и возможностями диагностики состояния оборудования. Надежность работы обеспечивается путем капремонтов и реконструкций основного и вспомогательного оборудования.

«Кондопожская ГЭС — станция во многом уникальная, она стала как минимум четырежды новатором. Во-первых, одной из первых внедрила систему управления направляющим аппаратом: электропривод взамен гидромеханического с маслонапорной установкой. Использование электроцилиндров избавляет от опасного фактора давления, вредного фактора масла, сокращает трудозатраты по обслуживанию, снижает затраты электроэнергии.

Во-вторых, мы впервые в гидроэнергетике России поменяли на третьем горизонтальном агрегате подшипники с баббитовых на современные фторопластовые, до того они не применялись на гидроагрегатах. Так обеспечена более надежная работа данного генератора.

В-третьих, в 2008 году был реализован проект замены регуляторов скорости на современные для управления частотой вращения генераторов. Мы стали вторыми в России после каскада ГЭС в Якутии, внедрившими такие регуляторы на гидроагрегатах. Это особенно важно потому, что от станции частично запитана Кондопога и ранее ежегодно в городе происходили отключения электроэнергии. С момента претворения в жизнь нового решения подобного не повторялось.

В-четвертых, после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС Кондопожская ГЭС стала пионером России в плане внедрения защиты от разрыва металлических водоводов к агрегатам № 1 и № 2.»

Семейная атмосфера

Сотрудники Кондопожской ГЭС признаются, что на станции особая атмосфера: здесь по-домашнему уютно, отношения в коллективе — теплые, как в большой семье. Всего их двадцать, плюс — работники Управления Каскада Сунских ГЭС, автотранспортного участка, которые трудятся на территории станции, итого — 40 человек. Бок о бок работают представители разных поколений, энергетики со стажем передают опыт молодым. Всех объединяет высокий профессионализм, которым станция по праву гордилась на протяжение всей своей почти вековой истории. 

«Во-первых, меня всегда привлекала работа с техникой, новыми техническими решениями, наша станция в этом плане дает возможности. Во-вторых, работая на таком объекте, осознаешь ответственность перед городом Кондопогой и энергосистемой, и это держит в тонусе. В-третьих, сложился замечательный коллектив, все специалисты — грамотные, ответственные, есть на кого положиться. Так было всегда, вспомнить хотя бы тех, кто восстанавливал станцию после войны — ее работа стала возможной благодаря их стараниям и огромной любви к профессии. Восстановить такой объект в кратчайшие сроки и в условиях острого дефицита материалов под силу только тем, кто болеет за свое дело всей душой. К слову, оборудование ГЭС работает без особых проблем, что стало возможным не только благодаря заложенному конструкторами и производителями запасу надежности, но и грамотной и бережной эксплуатации. И это — заслуга всех людей, работавших на Кондопожской ГЭС ранее и сейчас»

Памятник

Карельские энергетики относятся с большим почтением и вниманием к истории станции. Именно поэтому в день 90-летия работы станции они отмечают установкой памятного монумента — исторической вагонеткой, которая использовалась в 20-х годах ХХ века при строительстве гидросооружений Кондопожской ГЭС.

Вагонетка была обнаружена на склоне рядом с ГЭС под слоем земли. Работниками Каскада Сунских ГЭС она была отреставрирована и установлена к юбилею гидроэлектростанции.

Она рассказывает о подвиге всех, кто стоял у истоков зарождения карельской энергетики, кто прокладывал каналы, мосты и дамбы. О тех, кто зажигал огни электростанции, чтобы она служили людям долгие годы.

Фильм к 90-летию Кондопожской ГЭС