50 лет Борисоглебской ГЭС
Полвека назад первый ток дала самая северная в мире подземная гидроэлектростанция – Борисоглебская ГЭС Каскада Пазских ГЭС.
Гидроэлектростанции Каскада Пазских ГЭС используют гидроресурсы естественного водохранилища — финского озера Инари, которое регулируется совместно Россией, Финляндией и Норвегией. Сегодня энергию водного потока реки Паз в электрическую преобразовывают на семи гидроэлектростанциях, пять из которых российские и две норвежские.
История Борисоглебской ГЭС началась в середине ХХ веке, когда норвежское общество «Сюдварангер» обратилось к российскому правительству с деловым предложением. Крупный производитель железной руды остро нуждался в электроэнергии и решил добиться от российской стороны концессий на использование Борисоглебского водопада. Отечественные специалисты оценили мощность участка в 24-37 тысячи лошадиных сил и сочли предложение невыгодным.
В 1959 году были разработаны несколько проектов Борисоглебской ГЭС в подземном и наземном вариантах, но возведением гидроэлектростанции занялась норвежская фирма «Норэлектро». Компания была выбрана неслучайно – «Норэлектро» имело богатый опыт строительства ГЭС на горных порожистых речках.
За норвежскими рабочими во время строительства велось тщательное наблюдение. Были изготовлены пропуска, облегчающие переход с норвежской стороны на советскую. Такой пропуск был действителен 24 часа, до истечении которых рабочий должен был покинуть советскую территорию.
Норвежские инженеры и советские специалисты сумели найти общий язык. Они совместно решали технические вопросы, обсуждали пути ускорения строительных и монтажных работ. Регулярно проводились двусторонние совещания.
«Норэлектро» поставила все оборудование для ГЭС, кроме вертикальных поворотно-лопастных гидротурбин, изготовленных на Ленинградском металлическом заводе.
Работы начались в 1960 году, а спустя три с лишним года первый агрегат подземной гидроэлектростанции на Севере дал промышленный ток. В 1964 году два гидрогенератора отечественного производства мощностью по 28 мегаватт каждый дали электроэнергию – один в единую энергетическую систему Кольского полуострова, второй в Норвегию.
Самой яркой страницей в истории строительства ГЭС было посещение стройки Первым секретарем ЦК КПСС, Председателем Совета Министров СССР Никитой Хрущевым - 17 июля 1962 года. Хрущев интересовался ходом сооружения станции, познакомился со строительством новых домов для специалистов.
Поселок Борисоглебский строился вместе с гидростанцией как поселок для энергетиков. Двухэтажные домики возводились норвежцами, этаж отводился под одну квартиру.
Сейчас энергетики перебрались в поселок Никель, а большинство домов превратились в загородные дома. На Борисоглебской ГЭС практикуется так называемое дежурство на дому. Дежурный инженер имеет дома выделенный диспетчерский канал связи и сигнализацию.
Машинный зал Борисоглебской ГЭС – это высеченное в скале огромное помещение, залитое дневным светом. Чтобы попасть в него, надо спуститься на глубину в несколько десятков метров.
Гидротехнические сооружения Борисоглебской ГЭС уникальны. Машинный зал электростанции сооружен в скале. Прежде чем вода реки Паз попадает на лопасти турбин, она совершает более чем 700-метровый путь по тоннелю, пробитому в скале. Высота тоннеля 14, ширина — 10 метров. Могучий водный поток мчится по подземному руслу, заставляя работать турбины.
Благодаря уникальному географическому положению Борисоглебская ГЭС располагает возможностью для экспорта части вырабатываемой электроэнергии.
Как и 50 лет назад Борисоглебская ГЭС осуществляет передачу электроэнергии по Л-167 в Россию в город Заполярный и по Л-225 экспорт в Норвегию в город Киркенес.
От открытого распределительного устройства Борисоглебской ГЭС по линиям электропередач ток идет в Норвегию.
50 лет – немалый срок, поэтому с момента ввода Борисоглебской ГЭС в эксплуатацию проведен ряд реконструкций: заменены узлы кинематики рабочих колес гидроагрегатов, произведена реконструкция системы разворота лопастей с целью снижения протечек масла, реконструированы подпятники и вкладыши турбинных подшипников, выполнены работы по замене тросов подъемников турбинных затворов.
Два года назад на первом генераторе установлен новый регулятор скорости – аналогичные работы планируется завершить на втором генераторе в 2015 году.