70-летие снятия блокады Ленинграда
27 января 1944 года в Ленинграде двадцатью четырьмя артиллерийскими залпами праздновали полное освобождение города от блокады. С тех прошло 70 лет.
Энергетики отмечают это событие с особым трепетом, помня о подвиге своих коллег в осажденном Ленинграде. Немногие, но такие нужные для выживания и фронта, киловатты доставались в блокаду с огромным трудом. Подчас совершалось невозможное, если того требовало общее дело победы.
Хроника событий
1941 год
• 22 августа. ГЭС Роухиала (ГЭС-10) захвачена врагом.
• 30 августа. Нижне-Свирская ГЭС (ГЭС-9) и Волховская ГЭС (ГЭС-6) прекратили подачу электроэнергии в Ленинград.
• 7 сентября. Дубровская ГРЭС (ГРЭС-8) захвачена врагом.
• 8 сентября. Замкнулось кольцо блокады вокруг Ленинграда. Потеряны 2/3 мощности энергосистемы, более 1000 км высоковольтных линий 110-220 кВ, все загородные подстанции 35-110 кВ, основные торфопредприятия с общей годовой добычей до 3 млн.т торфа.
• 10 сентября. Обнародовано Постановление Военного Совета Ленинградского фронта о рациональном расходовании электроэнергии.
• 13 сентября. Приказ об уничтожении плотины Нижне-Свирской ГЭС. Нижне-Свирская ГЭС (ГЭС-9) захвачена врагом.
• Приказ о демонтаже Волховской ГЭС. 6 ноября последний эшелон с оборудованием Волховской ГЭС ушел со станции Волхов-2, а сама электростанция подготовлена к взрыву и затоплению. В здание «Ленэнерго» упала фугасная бомба 250 кг. Погибли 5 человек, часть здания разрушена.
• 20 ноября. Установлена самая низкая суточная норма снабжения Ленинграда хлебом: рабочие и ИТР – 250 г; служащие, иждивенцы и дети до 12 лет – 125 г.
• Декабрь. Энергопотребление стало жестко лимитироваться, полностью прекратилось движение трамваев и троллейбусов. Полностью прекратилась работа водопровода.
• По предложению уполномоченного Государственного Комитета Обороны (ГОКО) А.Н. Косыгина было принято решение о восстановлении Волховской ГЭС для снабжения электроэнергией блокадного Ленинграда
1942 год
• 25 января. Самый тяжелый день энергетиков Ленинграда: во всей энергетической системе работала только ГЭС-1
• котел № 3 электростанции «Красный Октябрь» был переделан под сжигание фрезерного торфа, который имелся на торфопредприятиях Всеволожского района. Пуск агрегата позволил повысить нагрузку электростанции до 21-22 тыс. кВт из 23-24 тыс. кВт, вырабатываемых системой.
• Февраль. В Волхов прибыли эшелоны с оборудованием станции с Урала и из Средней Азии
• 31 марта в Ленинграде началось движение грузовых трамваев
• 15 апреля в Ленинграде началось движение пассажирских трамваев
• 30 апреля на Волховской ГЭС пущен в эксплуатацию первый гидроагрегат.
• На заводе «Севкабель» женщины и дети, заменившие у станка ушедших на фронт мужчин, начали изготовление кабеля, названного «кабелем жизни». Он должен соединить по Ладожскому озеру Волховскую ГЭС и Ленинград.
• 23 сентября. В обход линии фронта по воздушным линиям 60 кВ и кабелю 10 кВ, проложенному по дну Ладожского озера, энергия частично восстановленной Волховской ГЭС стала поступать в осажденный город.
День в истории — прорыв энергоблокады Ленинграда
Полное снятие блокады Ленинграда предварило событие, которое серьезно повлияло на исход борьбы. В опасной близости с линией фронта по воздушным линиям и кабелю, проложенному по дну Ладожского озера, 23 сентября 1942 года энергия частично восстановленной Волховской ГЭС стала поступать в ленинградские дома, госпитали и на заводы.
70 лет со дня прорыва энергетической блокады Ленинграда
71 год исполнилось со дня прорыва энергетической блокады
Блокадный трамвай
В конце зимы 1942 года было принято решение о пуске трамвая – городу нужен был грузовой транспорт. Под руководством С. В. Усова были переделаны котлы на ТЭЦ-5. В конце марта был пущен первый грузовой трамвай. В апреле – пассажирский.
По воспоминаниям очевидцев, билет на блокадный трамвай стоил 15 копеек.
Элекстростанции военного времени
Центральная ТЭЦ
25 января 1942 года – самый тяжелый день энергетики Ленинграда: во всей энергетической системе работала только ГЭС-1, неся нагрузку всего в 3000 кВт. Топлива оставалось на несколько дней.
Электроэнергию получали хлебозавод, госпиталь и Смольный.
Работники электростанций собирали остатки топлива с эвакуированных или бездействовавших предприятий, разбирали деревянные дома. Остановилось движение электротранспорта, прекратились подача воды, освещение домов и улиц.
В годы блокады станции, входящие в состав Центральной ТЭЦ, продолжали работать и обеспечивать город теплом и электроэнергией.
В апреле—мае 1943 года фашисты сосредоточили массированные огневые налеты на склады жидкого топлива, чаще стали применять термитные снаряды. Обстрелам, вызвавшим сильные пожары, подверглись 1-я ГЭС, заводы «Большевик», «Красный выборжец», нефтебазы Кировского завода и «Красный нефтяник», Торговый порт. Всего в 1943 г. врагу удалось вызвать в городе 412 крупных пожаров.
Вызвав пожар, немецкие артиллеристы усиливали обстрел объекта и прилегающей к нему территории, стараясь затруднить его тушение. Так было, например, на 1-й Городской электростанции, когда снаряды попали в резервуары с мазутом. Пожар не должен был распространиться, так как это грозило остановкой электростанции, снабжавшей электроэнергией промышленные предприятия и город. А противник, чтобы помешать пожарникам, 8 раз обстреливал ГЭС и прилегавшую к ней территорию.
Большое мужество и упорство требовалось в этих условиях от бойцов огненного фронта. В 1943 г. личный состав противопожарных подразделений потерял 176 человек убитыми, более 300 человек было тяжело ранено или контужено.
Электрозаграждения Ленинграда
К началу блокады в городе были предприняты значительные усилия по дополнительной защите – дзоты и противотанковые препятствия на подступах к Ленинграду, в строительстве которых активно участвовали энергетики. Но, как и во всякой цепи, непременно есть слабое звено, так и здесь – юго-западные подступы к городу укреплены не были: Псковско-Островский и Кингисеппский укрепительные районы в боевое состояние заблаговременно приведены не были, новые же рубежи южнее Ленинграда не строились, так как не предусматривалось оборонять город с юго-запада и не предполагалось, что враг может появиться с этой стороны. Угроза Ленинграду с юга все возрастала, и уже через несколько дней после начала войны стало ясно, что тут необходимо принять самые энергичные меры. Спешно возводилась Лужская полоса обороны протяженностью 300 км.
Из блокадного дневника А.М. Маринова:
…сегодня проходил партийный актив города. Приехав с актива И.П. Карась (управляющий) сообщил, что перед нами поставлена задача – разработать систему электропрепятствий на оборонительных линиях. Непосредственное организационно-техническое руководство этим делом поручили мне. Не знаю точно, с чего начать, надо собраться с мыслями, продумать…, а срок дан всего пять дней.
На базе Ленэнерго создается специальная Энерголаборатория. Ей, кроме других задач, была дана специальная (создание электропрепятствий), которая согласовывалась с органами НКВД и Военным Советом Северного фронта.
К активному участию в работе привлекли работников Высоковольтной и Кабельной сетей, НИИ имени А.Ф. Иоффе. Интересная деталь: в разработке мероприятий по созданию электропрепятствий самым активным образом участвовала дочь академика Иоффе.
Были утверждены два района применения: на рубежах у реки Луги и у Красногвардейска.
Старшему инженеру Энерголаборатории Галине Емельяновне Бурцевой поручалось разработать инструкцию по проектированию, приемке и эксплуатации электропрепятствий. Аналогичную работу выполнял с группой работников Н.С. Туманов. Они копал траншеи под кабель, снимали дерн, закидывали вниз полосы натуральной резины, на них укладывали голый проводник и все это закрывали дерном. Дерн заметно сох и «полосы» можно было отличить на местности. А уже за полосами располагались противотанковые рвы, вторую стенку которых завесили смертоносной сеткой под напряжением. Задача, которую должны были выполнить электрики и военные, по мнению начальника инженерной службы, «попугать немцев, чтобы они не так нахально напирали». Кроме технической задачи по вводу электропрепятствий в эксплуатацию, военные выполняли задания по захвату пленных. Это было необходимо не только для уточнения мест дислокации немецких войск и планов врага, а в первую очередь чтобы узнать каким сопротивлением обладают сапоги немецких солдат с тем, чтобы выставить оптимальное убойное напряжение.
Использовать электропрепятствия на Лужском рубеже достаточно эффективно не удалось из-за стремительного наступления немцев. Враг продвигался так быстро, что армейские части не смогли предупредить энергетиков о необходимости срочной эвакуации и большая группа попала в окружение. Судьба многих из них так и осталась неизвестной.
По указанию командования фронтом электрики переключились на сооружение электропрепятствий у Красногвардейска. Здесь успели вовремя и эти сооружения сыграли свою роль. Когда немецкие части, переходя в атаку, попали в полосу «шагового напряжения» и начали валиться с ног, психологический эффект оказался столь сильным, что посеял панику в рядах врага и ободрил наши измотанные части, находящиеся в обороне.
Всего за период с 1941 по 1944 гг. было введено в действие 8800 электрозаграждений. Они способствовали не только сдерживанию натиска фашистских войск, но и демонстрировало высокую техническую мысль и поднимало моральный дух нашей армии. Это был один из секретных видов оружия, наряду со знаменитой «Катюшей», с которыми столкнулась Германия уже в первые месяцы войны. По-праву можно сказать, что электрозаграждения были первым ответом врагу, объявившему на весь мир, что Ленинград будет уничтожен.