ТЭЦ «Красный Октябрь»
После сообщения о начале войны на ТЭЦ «Красный Октябрь» незамедлительно было принято решение взяться за маскировку электростанции. Сколько поистине нечеловеческих усилий понадобилось от коллектива, чтобы в считанные дни подготовиться к новым, фронтовым условиям.
Тотчас с крыши исчезли высокие дымовые трубы, и над корпусом, прикрепленная тросами, повисла огромная сеть с зеленым шитьем по середине и по краям. С неба создавалось впечатление, что это – какая-то загородная усадьба.
Под сводами электростанции было много уникального оборудования, редких машин, механизмов.
Сразу же начались дежурства. В случае чего, давали сигнал с крыши: «Искры вылетают!...», «Сильное дымление!..». Мы, понятно, либо тягу убавляли, либо включали вентиляторы. Дым разжижался, искры пропадали, и трудно было догадаться, что это – ГЭС. (из дневника кочегара 5-й ГЭС Д.П. Козлова)
18 сентября 1941 года фашистские «юнкерсы» впервые прорвались в район Уткиной Заводи и сбросили несколько бомб на 5-ю ГЭС. 22 ноября гитлеровцам удается с помощью артиллерии нанести первый ощутимый удар по электростанции. Прямым попаданием снаряда разрушено единственное мазутохранилице.
Осенью 1941 года «Красный Октябрь» оказался неподалеку от линии фронта. Одна за другой выходили из строя электростанции города, работающие на угле. Действует лишь «Красный Октябрь», но мощность станции сокращена во много раз.
Все помыслы энергетиков Уткиной Заводи были об одном – выдержать тяготы войны, выстоять, добиться победы. Главное – свет. Пусть он только теплится. Придет время, когда ГЭС заработает на полную мощность. Но свет не должен, не может погаснуть… (из воспоминаний электромонтеров, опубликованный в книге «Первенец плана ГОЭЛРО в Петрограде» И.П. Александрова, А.И. Слуцкого)
Положение с топливом обострялось. Давление в котлах падало. С невероятными усилиями голодные, обессилившие люди поддерживали работу одного котла.
25 января стал для ленинградцев «черным днем». За сутки система отпустила всего 70 тысяч кВт-ч. Немцы знали, что в Ленинграде действует одна электростанция и не оставляли ее в покое. Враг ставил перед собой цель – лишить сражающийся город последнего источника электрической энергии. Однажды тяжелый снаряд угодил в «Красный Октябрь» и, пробив три этажа, оказался в распределительном устройстве. Другой снаряд попал в пульт управления.
Когда немецкие войска вышли к Неве, электростанция осталась без кускового торфа. Пришлось произвести реконструкцию котлов, чтобы они могли работать на фрезерном торфе.
Для энергетиков Уткиной Заводи не было невозможного. Они принимали дерзкие технические решения и с таким же мужеством осуществляли их. Вскоре после прорыва блокады «Красный Октябрь» начали восстанавливать. 1945 года электростанция встретила во все оружии – все машины действовали на полную довоенную мощность.