Голос старинного рояля

В 2024 году при поддержке ПАО «ТГК-1» один из старейших концертных роялей Петербурга, принадлежавший известному композитору Александру Бородину, участнику знаменитой «Могучей кучки», вновь обрел свой голос.

Инструмент, необыкновенный по многим параметрам, попал в фонды петербургского Музея музыки в 1926 году из Московской государственной консерватории в неигровом состоянии. Он был изготовлен во второй половине XIX века в санкт-петербургских мастерских Шрёдера — одной из старейших фирм по производству фортепиано в России (осн. в 1816 году). Поэтому некоторые его элементы, например, клавиши из слоновой кости — действительно уникальны, ведь таких в мире не делают уже лет сто, заменяя природный материал специальным полиэфирным покрытием.

«К. М. Шрёдер» (или «C. M. Schröder») был одним из немногих российских производителей, прославившихся и на международном уровне — он выигрывал различные призы на международных выставках и поставлял инструменты правящим домам Австрии, Германии, Дании и России.

Композитор приобрел рояль в 1877 году. За этим инструментом он работал над оперой «Князь Игорь», «Богатырской симфонией», музыкальной картиной «В Средней Азии» и другими произведениями.

Размеры этого рояля (а профессионалы считают их одними из самых важных параметров, определяющих красоту звучания и игровые возможности инструмента) впечатляют — более 3 м в длину, что дает право называть его большим концертным. В каком-то смысле, даже богатырским, потому что нынешние стандарты больших концертных роялей сантиметров на 40 короче.

За долгие годы в ожидании реставрации рояль Бородина совсем утратил какое бы то ни было звучание. Поэтому в петербургских реставрационных мастерских в течение нескольких месяцев восстанавливали клавишный, демпферный, колковый и педальный механизмы, а также струнную одежду, деку и раму.

В середине лета рояль вернулся в экспозицию инструментов народов Востока Шереметевского дворца не только как раритетный мемориальный экспонат, но и как игровой инструмент. Молодая и подающая надежды пианистка Ульяна Гусева, лауреат международных и всероссийских конкурсов, в рамках презентации обновленной выставки исполнила «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» Александра Бородина на инструменте автора.