Спасти наряд царевны

Уникальный предмет из коллекции Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства — сценический костюм Морской царевны, созданный по эскизам Врубеля — был восстановлен в реставрационных мастерских Государственного Эрмитажа

Платье Морской царевны Волховы из оперы «Садко» Римского-Корсакова знаменито своей владелицей. Оно принадлежало оперной певице Надежде Забеле-Врубель, жене художника Михаила Врубеля, который создавал для супруги эскизы оперных костюмов. Рукодельницы из мастерских Императорских театров создали это платье Волховы почти 120 лет назад — к выступлению певицы в спектакле Мариинского театра в сезоне 1904-1905 годов. Сейчас оно включено в Государственный музейный фонд России. За долгие годы состояние костюма, признанного памятником декоративно-прикладного искусства, заметно ухудшилось.

Кропотливая работа по восстановлению платья Морской царевны длилась почти год. Сперва специалисты лаборатории научной реставрации тканей Эрмитажа изучали и описывали костюм, готовили реставрационный план, проводили специальную фотосъемку.

«Костюм создали в 1890-х годах, по нашим прикидкам ему 125-130 лет. Конечно, на это время никто не рассчитывал. Мы не знаем точно, сколько раз надевалось именно это платье, но носилось оно активно. Это платье периода модерна, тогда менялась мода, стали приходить новые технологии. Если до этого ткани окрашивались натуральными красителями, то при пошиве этого костюма применили искусственные. Ткани, окрашенные натуральными красителями, более долговечны. Зачастую костюм 18 века находится даже в лучшем состоянии, чем, допустим, платье начала 20 века.»

Марина Денисова, заведующая лабораторией научной реставрации тканей Государственного Эрмитажа

Собрав данные, специалисты подготовили реставрационные материалы. Шелк и глазет, которые соответствуют историческим по фактуре и плетению, окрасили в лабораторных условиях в необходимый оттенок. Подобрали подходящие к оригинальному богатому декору бусины, стеклярус, искусственный жемчуг.

Реставраторы восстановили декор, ставя каждую бусину на ее первоначальное место. «Ткань всегда хранит следы: на платье видны и отпечатки самих бусин, и следы от нитей, — поясняет Марина Денисова. — По этим следам наши мастерицы восстанавливают целостность памятника. Воссоздают общий вид, устраняют деформацию и укрепляют».

В конце года, после завершения кропотливой работы по реконструкции костюма, он занял центральное место на выставке «Врубель. Костюмы для Музы», которая прошла в Музее-квартире Николая Римского-Корсакова в честь 180-летия со дня рождения композитора.

Коллекция Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства насчитывает более 480 000 единиц хранения, в том числе более 4000 оригинальных костюмов XIX–XX вв., выполненных по эскизам Всеволожского, Бенуа, Бакста, Головина, Ходасевич, Бруни. Однако два наряда, изготовленных по эскизам Михаила Врубеля — морской царевны Волховы из оперы «Садко» и Снегурочки из одноименной оперы — стоят особняком, ведь ни в одном собрании мира больше нет костюмов по эскизам этого великого художника.