6.1. Топливообеспечение
Основными видами топлива, используемыми на электростанциях ОАО «ТГК-1», являются:
• газ природный и сухой отбензиненный на ТЭЦ филиала «Невский»;
• газ природный на Петрозаводской ТЭЦ филиала «Карельский»;
• уголь энергетический марок Д и Г на Апатитской ТЭЦ филиала «Кольский».
Резервными видами топлива являются:
• топочный мазут, энергетический уголь марки Г, торф на ТЭЦ филиала «Невский»;
• топочный мазут на Петрозаводской ТЭЦ филиала «Карельский»;
• топочный мазут на Апатитской ТЭЦ филиала «Кольский».
Основным топливом, используемым на ОАО «Мурманская ТЭЦ», является мазут. На ДЭС
о. Валаам филиала «Карельский» используется дизельное топливо.
Для обеспечения надежного топливоснабжения электростанций ОАО «ТГК-1» в 2009 г.
осуществлялись ритмичные и бесперебойные поставки газа, мазута и угля. Задания по созданию
нормативных запасов топлива на контрольные даты выполнены. Оплата поставок топлива производилась своевременно и без нарушений договорных условий.
В 2009 г. электростанциями ОАО «ТГК-1» без учета ОАО «Мурманская ТЭЦ» израсходовано
на отпуск электрической и тепловой энергии 5610,7 млн куб. м газа, 53,8 тыс. т
мазута, 419,9 тыс. т угля и 1,1 тыс. т дизельного топлива. Доля газа в топливном балансе
ОАО «ТГК-1» без учета ОАО «Мурманская ТЭЦ» составила 94,7%, мазута – 1,1%, угля – 4,2%. В 2009 г.
было закуплено топлива на сумму 16 098 млн рублей (с НДС, без учета ОАО «Мурманская ТЭЦ»).
Поставщиками топлива на электростанции ОАО «ТГК-1» в 2009 г. являлись:
• по газу – ЗАО «Петербургрегионгаз»;
• по
мазуту – ЗАО «Газпромнефть-Северо-Запад»;
• по
углю – ОАО «Сланцевский завод «Полимер», ОАО «Угольная компания «Кузбассразрезуголь
», ООО «Севэнергокомплект»;
• по
дизельному топливу – ООО «Транслес».
Поставщиками мазута на ОАО «Мурманская ТЭЦ» являлись ЗАО «Газпромнефть-Северо-Запад»,
ООО «ЛУКОЙЛ-Ресурс», ООО «ПромТехРесурс», ОАО «Салаватнефтеоргсинтез».
6.2. Закупочная деятельность
В настоящее время на долю топлива приходится ориентировочно 49% от объема всех закупок
ОАО «ТГК-1». Не менее важными направлениями являются также закупки в рамках ремонтной
кампании и модернизации действующего оборудования, а также для строительства и ввода
в действие новых мощностей.
Закупочная деятельность в ОАО «ТГК-1» в 2009 г. регламентировалась следующими документами:
• положением о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для
нужд ОАО «ТГК-1», утвержденным
решением Совета директоров ОАО «ТГК-1» (протокол
от 20.07.2005 г.) и введенное в действие приказом генерального
директора ОАО «ТГК-1»
от 13.09.2005 г. №31;
• положением
«О порядке подготовки и заключения договоров от имени ОАО «ТГК-1» и контроля
за их исполнением»,
утвержденным приказом генерального директора ОАО «ТГК-1»
от 03.04.2008 г. № 47.
Разрешение на проведение закупок продукции, контроль и координация закупочной деятельности осуществлялись Центральным закупочным органом. Деятельность и состав Центрального
закупочного органа регламентировались положением о постоянно действующем Центральном
закупочном органе ОАО «ТГК-1», введенным в действие приказом Генерального директора
ОАО «ТГК-1» от 13.09.2005 г. № 31. Действующий состав Центрального закупочного органа
ОАО «ТГК-1» утвержден решением Совета директоров от 18.02.2009 г.
Для коллегиального рассмотрения вопросов закупочной деятельности, принятия решений
при проведении важнейших закупок, экономного и целевого расходования денежных средств
в 2009 г. была создана Центральная конкурсная комиссия ОАО «ТГК-1». В 2009 г. приказом
генерального директора ОАО «ТГК-1» от 23.06.2009 г. №109 функции Центральной конкурсной
комиссии по выбору поставщиков продукции (исполнителей работ, услуг) возложены на Центральный
закупочный орган ОАО «ТГК-1», этим же приказом утверждены «Положение о постоянно
действующем Центральном закупочном органе ОАО «ТГК-1» и «Регламент работы постоянно
действующего Центрального закупочного органа ОАО «ТГК-1».
Решением Центрального закупочного органа ОАО «ТГК-1» от 17.03.2009 г. в целях подведения итогов по результатам проведения неконкурсных процедур создана Закупочная комиссия
ОАО «ТГК-1». Решением Центрального закупочного органа ОАО «ТГК-1» от 02.04.2009 г. введено
в действие «Положение о Закупочной комиссии по выбору поставщиков продукции, исполнителей
работ (услуг) для нужд Общества по неконкурсным процедурам».
Закупочные процедуры в интересах структурных подразделений ОАО «ТГК-1» проводились
Управлением закупок Департамента топливообеспечения и закупочной деятельности в соответствии с годовой комплексной программой закупок, утвержденной решением Совета директоров
от 16.03.2009 г.
Основными принципами реализации закупочной политики ОАО «ТГК-1» являются:
• обеспечение
конкуренции;
• открытость;
• прозрачность;
• объективность
в выборе контрагентов;
• обеспечение
максимальной экономической эффективности закупок путем проведения
конкурсов и внеконкурсных процедур;
• исключение
возможности необоснованного ограничения конкуренции;
• справедливое и равное отношение ко всем участникам процедур;
• единство
способов организации закупок;
• широкое
применение IT-технологий.
Центральной конкурсной комиссией ОАО «ТГК-1» в 2008 г. были проведены 1228, а в 2009 г. –
1116 конкурентные процедуры. Экономический эффект от проведения конкурентных процедур
составил 589,5 млн руб.
На электронной площадке b2b-energo в интересах ОАО «ТГК-1» были проведены открытые
конкурентные процедуры по 192 закупкам, что составляет 18% от их общего количества.
В 2009 г. в соответствии с решением Совета директоров от 26.01.2009 г. был заключен
агентский договор от 25.02.2009 г. с ООО «Предприятие производственно-технологической
комплектации» (г. Москва) на оказание услуг по проведению закупочных процедур в интересах
ОАО «ТГК-1» при закупках материалов, запасных частей и оборудования, средств индивидуальной
защиты. Общий объем оказанных услуг – 127,6 млн руб. Экономический эффект от проведения
конкурентных закупок составил 10,6 млн руб.
Для оптимизации системы закупок в 2009 г. Компанией были предприняты следующие
шаги:
• разработан, утвержден и начал применяться новый шаблон технического задания на конкурентные процедуры;
• разработаны
и внедрены универсальные критерии определения победителей конкурентных
процедур, применяется новая
схема проведения экспертизы конкурсных предложений участников (с привлечением специалистов инициатора закупки
и 4-х блоков управления);
• разработана, утверждена и применяется процедура включения поставщиков и подрядчиков
в «черный список» и исключения
из него.
В качестве конкретных мер повышения эффективности закупочной деятельности менеджментом на среднесрочную перспективу рассматриваются следующие мероприятия:
• подготовка
и утверждение перечня видов продукции (работ, услуг), где недостаточная
конкурентная среда,
по которым предполагается перейти к работе на основе «рамочных
договоров» по схеме: квалификационный отбор –
«рамочный договор» – закрытый запрос
предложений;
• определение
объектов основного оборудования, по которым необходимо переходить на
долгосрочные
«сервисные» контракты в привязке к проведению капитальных (средних)
ремонтов или техперевооружения и реконструкции;
• включение
в состав Центрального закупочного органа большего числа представителей ини-
циаторов закупки – директоров
ТЭЦ, ГЭС; более широкое привлечение инициатора закупки
к проведению экспертизы предложений и принятию решения
о выборе победителя;
• проведение торгов на понижение объявленной цены за счет снижения участниками накладных расходов и уровня прибыли;
• формирование
логичной и взаимоувязанной структуры центров ответственности, четкое
определение круга должностных лиц,
имеющих право инициировать закупки;
• внедрение
SAP.